Рабочая программа НВП (1)

Кущевский район п. Первомайский
(rеррtfюриа,lьяыП.

адмик сrратявный округ (

mрл

раfiон. поселох)

соедняя общеобразовательная школа Ng 7 им. Кошевого Ф.А.
(полное нцименомние

обраJоваl е.lьного )лреждсния)

совета

Nsl
.Анченко/

РАБОЧЛЯ

ПРОГРАММА

начальной военной подготовке
(внеурочная деятельность)

Сryпень обуrения (класс)
(начапьно€

обUtсе. освовпо€

общс€, срсднс€ бщес (лолпос) обра]ов:tяие с указанисм классов)

Количество часов 3411 в неделю

Учитель Болотина Елена Владимировна

Программа разработана на основе программы
начальная военная
подготовка (учебных сборов по ocнoв;iM военной службы),Институг
стратегии разви"tия образования, Москва, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Российская Федерация занимает ведущее место среди государств, твёрло и
последовательно отстаивающих свой политический, экономический, культурный
и духовно-нравственный суверенитет .
}тот процесс сопровождается возрастающим противодействием со стороны
США и их союзников, которые для сохранения своего глобального
доминирования р:ввернули масштабную кампанию, направленную на
разр1лlIение Российского государства, рrцtложение гражданского общества и
уничтоr(еЕие культурЕо-исюрической самобытности российских народов,
основанной на траllиционных дrховно-нравственных ценностях .
Современные вызовы и угрозы дикгуют необходимость укрепления
обороноспособности наtrlей Родины и повышения боеспособности её
вооружённьтх защитников . В этих условиях в системе воеЕно-патиотического
воспитания rra первый план выходят такие задачи, как формирование у
подрастающего поколения возвышенного чувства верности своему Отечеству,
готовности к достойному служению обществу, государству и по,щотовки
старшеклассников к честному выполнению воинского долга .
Растёт общественный запрос на качественное совершеfi ствование системы
военно-патиотического
воспиlания, наполнение её конкретным содержанием,
об1.,rение допризывной молодёжи знаниям, рlениям и навыкам, отвечающим
акц/альным потребностям и уровню развитиJt современной Российской армии и
соответствуIощим решаемым ею сегодня задачам .
Также имеется необходимость приведения существующей системы обуrения
граждан нач:шьным знаниям в области обороны и их подготовки по основам
воеяной службы в соответствие с ,требованиями новой редакции Федерального
госуларственного образовательного стандарта среднего общего образования .
Расширить знания обучающихся об обороне государства, составе и струкгуре
Вооружённых Сил Российской Федерации, овладеть начilльными элементами
тактллческой, инженерной и технической подготовки, приобрести практические
навыки обращения с оружием, оказания первой помощи на поле боя, действий в
условиях радиационного, химического и биологического заражения местносl,и,
пол)дить физическую и психологическую зак:rлку позвоJlит проведение учебньпr
сборов по программе внеурочной деятельности <<Начальная военная подготовка))
(далее
программа) .
Учебные сборы по основам военной сrryжбы организуются в соответствии с
Федеральным законом от 28 марта l998 г .J',{Ъ 53-ФЗ (О воинской обязанности и
военной слркбе>>, постановлением Правительства Российской Фелераuии от 31
декабря l999 г . М 1441 <Об утверждении Положения о подготовке граждан
Российской Федерации к военной службе>, Концепцией федеральной системы

подготовки граждiur Российской Федерации к военной службе на периол ло 2030
года, угвердённой распорялtением Правительства Российской Федеращпr от З
февраля 2010 г. Nч 134-р, Приказом Министерстъа обороны Российской
Федерачии и Министерства образования и науки Российской Федерачии от 24
февраля 20l0 г . Ns 961134 кОб утверждении инстр)iкции об организации
обlчения граrqаII Российской Федерации Еачiчtьным зяаниям в области

подготовки по осIIовам военной слуrкбы в образоватеrьrъrх
учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательньгх
}лтреждениях профессиональЕого и средIrего профессионагьного образования и
1"rебных пункгах) .
В программе конкретизируется содерхание тем и приводится
последовательность их изучения с учётом межrrредметных и
внуlрипредметных связей, логики 1плебного процесса, возрастяьIх особеттностей
обороrш и

ID(

обуrающихся.
Программа предусматр вает изуIеЕие военного дела в объёме одlшочной

подготовки воешrослужащего мотострелковых войск, что шозвоJIяет в короткие
сроки овладетъ знаниJIми и навыками, необходимыми дrrя скорейшей адаптации
flри призыве на воешýlю сrrужбу и при поступлении в высшие уrебные
заведениlI Миноборолш России, Россrвардии, МВ.Щ России, MIIC России, ФСБ
России .

rЕли и зАд\чи курсАвнЕурочноЙ дЕятЕльности
кНАЧАIЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА)

расширеЕие и практическое закрепление знаний, умений и навыков
дела поJIyIеЕных при освоении рiвдела <<Основы воеrтной службьD)
фелера.lьной рабочей программы средlего общего образования <<Основы
безопасности жизнедеятельностиD .
На достижение этой цели направлены след5rющие задачи:
Образовательrrые:
1 . Создать условLIrI для приобретения обу.rающп,rrся Еовых з}IаЕий, умеrrлй,
Еавыков и колпrетенций в области обороны и основ безопасности
жизЕедеятеJьности .
2 . Угrryбитъ и обеспечитъ практическое закрепление теоретиtIескш( знаний,
поIцлеIIньD( на замтиях по предмету <<Основы безопасности
жизЕедеятеJьности) в образовательных организациях, приобретение
практическIr( навыков, необходиlrБIх юношам д.пя бысrрой адаптации к военной
сrrужбе, зЕакомство с вооружеЕием и военной техrтrкой, основЕыми видами
боевьтх действий и дейстъиями военносJцDкащrх в р:lзJIичныr( условиях,
выполнение практических стрельб .
Щель

военного

3 . Расширить знаЕIбI об истории, назначении и структуре Вооружёrтньтх Сил

Российской Федерации, дать уIастникам сборов необходилше знания о
повседневной жизни и быте военносlIужащих и практические навыки в этом
направлении, сформировать понимilние роли дисциплины и воинских уставов в
жизни Воорlrжённьrх Сид Российской Федерации .
4 . Обеспечитъ из)ление основньrr( положений законодатеJIьства Российской
Федераrци в области обороны государства: о воинской обязаrпrости и воинском
1"rёте, обязательной и добровольной подготовке к военной сrгlокбе, прохождении
военной с.тцпrсбы по призыву и в добровольном поряке (по контракгу),
пребывании в запасе, правах, обязанностях и ответственности воеIIносJцDкап]их
и граждаЕ, находяuихся в запасе .
5 . Создать условиJI для изучениJl основ безопасности военной сrцпr<бы,
конструкции и правил обращения с боевым р)л{ным стреJIковым орlпrtием, основ
такгической, строевой, инженерной подготовки, основ оказанIлI первой
помощи, вопросов радиационной, хило-rческой и биологической защиты войск и
основ связи .
воспитательные:
1. Содействовать формироваrтию мор:tJьно-политическихи
псю(олоIических качеств граlкданина, Ееобходимьtх дJuI прохождения военной
сrrухбы .
2 . Обеспечить воспитание у об)лrающихся патриотизма, глубокого уважения к
государствеIшым символам Российской Фелерачии, историческому и
культурIrому прошлому России, гордости за свою cцalry, Вооружённые Силы и
их боевые ,1радиции, готовности к сrryжбе в Iл( рядах и запц{те своей Родины .
3 . Способствовать профессиональной ориентаIц{и, укреплению HpaBcTBeIIHbrx
ориентиров и формироваrию положитель ной мотивации к профессии
защитника Родины .
Развивающие:
1 . Способствовать формированию у обуrающихся социапьной астивности .
2 . Содействовать формированию знаний о правилiж поведения
военЕослркащих, вошrской вежlIивости, осЕовах воияского этикета и
выполнениJl воинских ритуiIлов .
3 . Способствовать военно-профессиональной ориентации t{a овладеЕие военноуrётrrыми специчtльностrtми и выбору профессии офицера .
4 . Создать условиJI для формироваrrия у обучающихся потребносп.l в здоровом
образе жизни и желаЕия быть полезным своей Родине .
5 , Создать условия для самореirлизаIц{лl личностп rгугём вк,тпочения в
разнообразные виды деятельЕости .
б . Способствовать формированию и развитию навыков общения и
взаимодействиlI в совместной коллекгивной деятельности .

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКЬ> В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа ориентирована на обучаюпlихся l 0 класса общеобразовательной
организации.
Программа рассчитана на 35 часов, в рамках которых предусмотрены такие
формы работы, как теоретические, пракгические и комплексные занятия, беседы
и встречи с военнослужащими и ветеранами, показные занятия, экскурсии в
воинские части (на корабли), военно-тактические и военно-спортивные игры .
Учебяьй процесс осуществJUIется в соответствии с 1^rебrrым плаЕом,
распорядком дня и предполагаег геймификашию (объелинение всех элементов
образовательно-воспитательного процесса в единый игровой сценарий).
Занятия проводятся в практико-ориентированном формате. По итогам
обуrения целесообразно проведение комплексного занятия, предусматривающего демонстрацию обучаюulимися компетенций, сформированных в ходе
ОСвоеЕия )^{ебной программы .

ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ
Поставленные задачи доgтигаются через комплексный подход, объединяющий
содержательные блоки: базовый и тематический .
Базовый блок предусматривает решение традиционных задач приобретения
обуlающимися знаний, умений и навыков, необходимых для личностной и
профессиона:rьной самореализации старшеклассника в рамках освоения
учебной программы .
Учебный план программы сборов выполняется через основные занятия по
девяти 1"lебным модулям: тактическая подготовка, огневм подготовка, основы
технической подготовки и связи, инженерная подготовк1, радиационнzul,
химическая и биологическая запцlта, первм помощь (такплческм медицина),
общевоинские уставы, стоевая подготовкq' основы безопасности военной

службы.
Тематический блок (вариативный компонент образовательной программы
<<Патриотическое воспитание и профессиоЕilльliая ориентация>) реatлизуgгся в
формекомллексамероприятий патриотического воспитания, спортивномассовой и культурно-досуговой работы, а также профессиональной
ориентации.
В цеrrях обеспечеЕия соблюдения тебований безопасности обучающимися
предусмотрен комIlлекс мероприятий, вктпочающий в себя инструктаж в ходе
вводного занятия (в день заезда), ознакомление с требованиями безопасrlости
перед каждым занятием . Кроме того, запланировано изу{ение вопросов безопасного обращения с оружием .

Программа будет реализована в течение одного 1"lебного года в форме
проведения 5-дневных учебньш сборов .

ПЛЛНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЛТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НАЧАЛЬНАЯ ВОЕIlНАЯ ПОДГОТОВКА>

Занятия в paмKzrx курса направлены на выполнение требований,
устаЕавливаемых ФГОС к розультатам ocвoeltиll основной образовательной
программы (личностным, метапредметным и предметным), которые должны
демонстрировать выпускники по завершении обучения .

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются

в

единстве rIебной

и

воспитательной деятельности в соответствии с традиционны ми российскими
социокуль,гурными и духовно-нравственЕыми ценностями, принятыми в
российском обществе правилами и нормами поведениJl .
Личностные результаты, формируемые в ходе из}чения курса кНачальная
военная подготовкa>), должны способствовать процессам самопознаЕия'
самовоспитания и саморазвития, развития вrrугренней позиции личности,
патриотизма, граждаяственности и проявJUrться прежде всего в уважении к

памяти зацIитников Огечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и cтaplxeмy поколению, гордости за российские

достижения,

бережном

отношении

к

культурному

наследию

иT

радицш{м

мноrонационalльного народа Российской Федерации, готовности к осознанному
исполнению воинского долга и вооружённой защите Отечества .
Гражланское воспитание:
-сформированность осознанного отношения к необходимости защиты Огечества,
соблюдению закоЕодательства Российской Федерачии в области оборопы
государства, воинской обязанности и военной службы;
-осознание своих консти1,},ционных прав, обязанностей и ответственности по
защите Отечества;
-готовность противостоять идеолоrии экстремизма и терроризма, национализма
и ксенофобии, дискриминации по социtlльЕым, религиозным, расовым,
национальным признакам;
- готовность к взаимодействию с обществом и государством в интересах
обеспечения военной безопасности государства;
-готовIIость к у{астию в деятельности государственных, социaчIьньD(
организаций и инстичлов гражданского общесr,ва в области обеспечения
безопасности юсударства .

Патриотическое воспитание:

-сформированЕость российской гражданской идеЕтичности, уважениJI к своему
народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества,
гордости за свою Ролину и Вооружённые Силы РоссиЙскоЙ Федерации,
прошлое и настоящее российской армии и флота;
-ценностное отношенис к государственным и военным символам, историческому
наследию, дням воинской славы, боевым тадицлulм Вооружёнпьгх Сил
Российской Федерации, достижениям России в области обороны;
-сформированность чувства ответственности перед Родпrой, идейнм
убеяс.чёrтность и готовность к сJI)Dкению и защите Отечества, ответственность за
его сульбу

.

!уховно-нравственное воспитание :
-осознание луховных ценностей российского народа и российского воинства;
-сформированность представJIения о принципах ryманизма' правилах и методах
ведения войны, соблюдения прав уIастников вооружённых конфликтов,
осознанное отношение к соб.тrюдению норм междуЕародного ryманитарного
права;
- сформированность ценности безопасного поведениrI, осознанного и
ответственного отношения к безопасности общества и государства;
-oTBeTcTBetlHoe отношение к своим родитеJIям, старшему поколению, семье,
культуре и тадициям народов России, пришпие илей волонтёрства и

добровольчества .
эстетическое воспитание:
-эстетическое отношение к миру в сочетании с военной культурой;
- понимание и приIlJlтие эстетики военной формы, воинских ритуzIлов и боевых
традиций .

Физическое воспитаЕие:
-осознание ценности жизни, сформиромн}лость ответственного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих;
-знание приёмов оказания первой помоши и такгической медицины' готовность
применrIть их в сlryчае необходимости;
-потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
_интерес к военно-прикпадным видам спорта;
- осозЕzIние последgтвий и fiсгивное неприятие вредIIьD( привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому здоровью .
Труловое воспитание:
-готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития
личности, общества и государства, обеспечения национаrьrtой безопасности;

- готовность к осозяаЕному и ответственЕому соблюдению требований

безопасности в flроцессе военной службы;
-интерес к различным сферам профессионаrrьной деятельности, вкJIючм BoeIlHoпрофессионаrrьFуIо деятельность;
-готовIlость и спосбность к образованию и самообрzrзованию на протяжении
всей жизни

.

экологическое воспитание:
-сформированность экологической культуры, понимание влияния социzlJIьноэкономических процессов на состояние природной среды, осозвание
глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечевии
безопасности общества и государства;
-планирование и осуществление действий в окружающей среле на основе
соблюдения экологической грамотности и разуIчlного природопользования в
процессе военЕой с.пужбы;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; рrснис
trрогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращатъ их;
-расширение представлений о деятельности экологической направлеЕности .
I-[енности наrIного познаЕия:
-сформированность мировоззреЕия, соответствующего текущему )ровню
развитиJl военной науки, современных представлений о воинской деятельности;
-понимание наrшо-прalктических основ военной службы, осозЕание зЕачениJl
военно-профессиона.rrьной деятельности в жизни общества и государства;
-способность применять научные знания в процессе выполнения обязанностей
военной сrrужбы, в том числе способность обоснованно и безопасно действовать
в условиJж веденr.IJ{ боевых действий .

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе реализации курса
внеуро.тной деятеJьности <<Начаrьная военt{zш подготовкa>), должны отражать
овладение универсапьными учебными действиями .
Овладение универсальными познавательными дойствиями
Базовые логические действия:
-самостоятельно определять актуaчrьные проблемные вопросы обеспечения
военной безопасности государства, обосновывать их приоритет и всесторонне
анirлизировать;
-устанавливать существенный признак и.ли основания для обобщения, сравнения
и юrассификации событий и явлетмй в военной сфере, выявл-rгь их
закономерности и противоречия;

-опредеJuIть цели действий примевительно к заданной (смоделированной)
ситуации, выбирать способы их достюкеЕия с 1пrётом самостоятельно

выделеЕных критериев в парадигме военной с.lryжбы, оценивать риски
возможных последствий собственных действий;
-моделировать объекгы (события.' явления), связанные с военной сJryжбой,
анzrлизировать их различttые состояния дlul решения пракгических задач,
переносить приобрегённые знаниJl в повседневную жизнь;
-планировать и ос)дцествлять 1чебные действия в условиях дефицита
информации, необходимой дlIя решения стоящей задаtм;
-Развивать творческое мьппление при решении ситуационкых задач .
Базовые исследовательские действия:
-

влалеть нау.rной терминолоrией, кJIючевыми понятиями

и методами в

военно-профессиона.пьной сфере;
- владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его
преобразованию и применению дul решения различньIх уоrебных задач;
- ан:шизироватъ содержание 1^rебных вопросов
заданий и выдвигать
новые идеи, самостоятельно выбирать оптимшrьный способ решения задач с
уlётом установленных (обоснованных) критериев;
- раскрывать проблемные вопросы, отzDкающие несоответствие между
редIьным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления)
в повседневной жизни;
-критически оценивать пол)леннь]е в ходе решения 1,.rебных задач результаты,
обосновыватъ цредложениrI по шх корректировке в новых условиях;
-характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их
реализации в реi}льЕых ситуациях;
- осуществJuIть целенаправленньй поиск переноса средств и способов
действия в профессионzrльную среду;
-уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
-ylreтb интегрировать знаЕия из рiвных предметных областей; выдвигать новые
идеи, предlIагать оригин.tльные подходы и решения 1чебных задач, связанных
с военной службой, переносить приобретённые знания и навыки в повседневную

п

жизнь.
Работа с информацией:
- владеть навыками самостоятельllого поиска, сбора, обобще ния и анаJIиза
различных видов информации из источников рiвных типов при обеспечении
условий информационной безопасности;

-создавать информачионrrые блоки в разJIиЕIных форматах с учётом

характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптим:rльtтуIо
форму их представления;

-оцеIIивать достоверность, легитимность шrформацшI:' её соответствие Iц)авовым
и мор€rльно-этическим нормам;
-владеть навыками по предотвращению рисков, профилаюике угроз и запцtте
от опасностей цифровой среды;
- использовать средства информационЕьгх и комм)дrикационньD( технологий в

уIебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности
и гигиены .
Овладение уЕиверсальными коммуникативными действиями
Общение:
-соблюдать правила воинской вежJIивости и субординации, понимать значение
<подчинённьй>>;
социzlJIьньD( ролей <начальник>
-распознавать невербальные средства общения, понимать значение соци:шьЕьп
знаков, распознавать цредпосьUlIс{ конфликтньо< сптуациЙ и смrIгчать
конфликты;
-влалеть различными способами общения и взаимодействиrI; аргул4ентированно
вести диалог, уметь смягчать конфлrлстные ситуации;
-развёрнуго и логично изJIагать свою ючцr' зрения с использованием языковьlх
средств .
CoBMecTHan деятеJьIlость:
-понимать и использовать преим)дцества командвой и индивидуirльной работы;

выбирать тематику и методы совмествьтх действий с }чётом обuшх rнтересов и
возможностей каждого ЕшеЕа коJIлектЕва;
-принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижеЕию: cocTaBJuTTb rшаЕ действий, распределять роrи с
1"rётом лпrений уIаспIиков, обсуждать результаты совместтrой работы;
-оценивать качество своего вкJIада и каждого )iчастника команды в общий
результат по разработанным критериям;
- осуществJUrть позитивное статегическое поведение в различньIх ситуациJIх'
проявJU{ть творчество и воображенио, быть иниI!.Iативным.
Овладеrrие универсalльными реryJIятивными действиями
Самоорганизация:
-самостоятельно осуществлять познавательцaю деятельность, BbUIBJUITЬ
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности Е кизЕенных ситуацIrях;
-самостоятельно cocтaвJulTb план решениrt щ)облелБI с 1пrётом имеющихся
ресурсов, собствет*rых возможностей и предпочтетlий, даватъ оцеЕку Еовым
ситуациJIм;
- оцеIIивать приобреrённьй опыт;

-способствовать формировillию и проявлеЕию IшrрокоЙ эрудицшI в разньlх
областях знаний, постоянно повышать свой образовательньй и куJIьтурный
уровеЕь .
Самоконтроль:
-давать оценку новым сifчr'ациям, вноситъ коррсктивы в деятеJьностъ, оценивать
соответствие результатов цеJrям;
-владеIъ навыками познilватеJьной рефлексии как осознаниJl совершаемых
действий и мыслитеJIьных flроцессов, их результатов и оснований;
-использовать приёмы рефлексии дJIя оценки ситуации, выбора верного
решениJI;
-уметь оценивать риски

и своевременно приtlимать

решенЕя по их снижению
Эмоционаltьный инте.плеrсг, предполагающий сформиров:шность:
-самосознания' вкJIючающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направлениJI развития собственной эмоIцrональной сферы,

.

быть уверенным в себе;
-самореryJrирования, включающего самоконтроль, умеЕие принимать
oTBeTcTBeHIiocTb за своё поведение, способность адаЕтироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открьrтым новому;
- вяуФенней мотиваIц{и, включающей стремление к дости)кению цеJм и успеху,
оптимизм, инициативность, у {ение действовать, исходя из своих возможностей;
-эмпатии, включающей способнооть понимать эмоционrrльное состояние друг}rх,
)литывать его при ос]шIествлении кошшуIrик цrи, способность к соч.вствию и
сопереживанию;
-социalllьных навыков, вкJIючающих способность высlраивать отношения с
друrтIми jтюдьми, заботиться, проявлять иЕтерес и разрешать конфrrrrшы .
Принятие сФбя и дrугих людей:
- принимать себя, понимм свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и
аргуtr{енты других .lподей при ан:IJIIrзе результатов деятельности;
-признавать своё право и право других rподей на ошибки; развивать способность

понимать мцр с позиции другого человека

IIРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУJЬТАТЫ

.

Предметные результаты освоениrI Програлпш цредставлены с уrётом
специфики содержания вопросов, затрагиваемых в ходе проведения уrебньrх
сборов .
В период проведения }л{ебных сборов обl"rающиеся поJr}п{ают ряд новьIх
зваtпrй, навыков и рлений., дополIuIющих содержание пткольной програItifl\,ш,
которые должны мотивировать их к пол)цениrо военно-уrётной
специiлльности, способствовать быстрой адаптации к сrrркбе в Вооружёrптьпr
Силах и помогать в выборе булущей профессиональной деятельности .

Обуrающиеся должЕы знать:
-героическую историю Российского государства, Государственные символы
Российской Федерации;
-историю создания Вооружённых Сил Российской Федерации, их основные
традиции;
-структуру и задачи, решаемые Вооружёнными Силами Российской Федерации;
-назltачение и ус,тройство основных видов стрелкового оружиJl, состоящего на
вооружении Сухол5пных войск;
-порядок и правила стрельбьт из стрелкового ору}rия;
-основы окff!аЕия первой помощи на поле боя;
-боевые и технические харакгеристики основных образuов военной техники;
- основы такгической, инженерной, разведывательной, технической подготовки
и связи;
-приёмы и правила выполнения действий солдата в бою;
-основные полоr(ениJl общевоинсtс.lх уставов, права и обязанности
военнослужащих;
-нормы и правила повседневной жизни и быта военнослужащих .
Обуrающиеся должttы иметь представление:
- о возможностях человеческого организма;
-о боевьж и технических харакгеристиках боевой техники;
- об основах обцевойскового боя;
- об организации и тактике действий подразделений мото- стрелковьгх войск;
- о порядке инженерного оборудования позиции отделения;
- об особенностях применения БПJIА на поле боя .
обl"rающиеся должны yl|{eтb:
- вести огонь из стрелкового оружия;
- выполнять строевые приёмы;
- правильно ориентироваться на местности;
- действовать на поле боя;

- оборудовать окоп для стрельбы лёжа;
- ока:}ать первую помощь;

- пользоваться средствами радиосвязи, вести радиообмен;
- демонстрировать физическуlо подготовку и военную вы- правку.
,Щостижение указанных предметных результатов обеспечивается ID( детальным
раскрытием для каждого модуля курса .

Модуль Ns l (Тактическztя подготовка)):
-классифицировать основные виды такгических действий подразделений;

- иметь представлеЕие об организациошIой структуре отделе- ния и задачах

JIичIiого состава в бою;
- характЕ)изоватъ отличительЕые признаки подразделений иностранных армий;

-выработать zulгоритм действий в бою;
-зЕать и объяснять боевой порядок отделения в обороне и ЕастJпLпении;
-владеть способами дойствий солдата в обороне, насцплении, при ведении
наблюдения, действовать по сиrналам оповещен}uI и управлениll;
-действовать и принимать обоснованЕое решение rrри внезапном нападении
противника, решать сич/ациоЕные задачи;
-выполнять тактические перомещеI{иll в составе групп, заЕимать позиIцrи,
преодолевать загрФкдеяия ;
-акryzrлизировать информапию о военной топографии и ориентированию на
местности;
-знать и пракги.Iески применrIть способы ориеIIтирования Еа местности, владеть
приёмами вьDкивzlниJI;
- кlIассифиццровать приборы наблюдения;
- владеть способами действиlI разведчика при набшодении за противником;
- обосноваrпrо действовать при поJI}чеЕии оруrо.lя и воеЕного и}ryщества;
- решать ситуаlцlоЕIIые задачи;
-выполнять практические действия при совершении марша, внезапном
нападении противника, проодолении заражённого у{астка местности .

Молутъ Ns 2 <Огневая подготовкa>):
- иметь представление о вооружении отделения и тактико-технических
характористиках стреJIкового оруr(ия;
-классифиrщровать виФI стелкового орухия и рrшьгх гра}lат;
- иметь представление о перспективах развития стрелкового орркия;
-

знать

назначение

и

устройство

частей

и

механизмов

автомата,

паTронов

и

принадлежностей, общее устройство р}цньй гранат;
- уверенно и безопасно обращаться с op)DIшeM;
- выполнrIть практические действия по неполной разборке и сборке автомата
Каrrашникова;
- зt{ать порядок подготовки к бою ру,rньrх гранат;
- знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевой
подготовке и обращении с ор)Dкием;
- самостоятельно оценивать рЕски нарушения правил и мер безопасности;
- владеть навыками прицеJIиваIIия и производства высlрела;
- вьшоJIIrIть практr,fчесю,Iе действия по изготовке к сцlеьбе из разJIичных
положений;

- знать условия выполнения упражнений начaшьных стрельб и метания р)л{ньIх
гранат;
- выполнять нормативы по снаряжению магalзина боеприпасами и изготовке для

стрельбы из положения лёжа;
- выполнятъ.упрiDкнсния нач:lльных сгрельб и метания 1^rебно-имитационных
р)лных гранат .

Модуль Ns 3 (Основы техниtIеской подготовки и связи>:
- иметь представления об основньтх образцах вооруr(ения и военной техники,
классифицировать виды боевых машин;
- знать основные такгико-технические харакгеристики боевых машин;
- иметь представление о способах боевого применения беспилотных летательных
аппаратов (БПЛА) и ведения разведки местности с помощью БПЛА;
- знать :tлгоритм противодействия БПllА противника;
- выполнять практические действия по управлению БПЛА;
- иметъ представление о видах, предназначении, тактико-технических
харакгеристиках средств связи;
- кгrассифицировать средства связи отделения;
- иметь представление об устройстве радиостанций и подготовке их к работе;
_ знать поряllок перехода на запасные и
резервные частоты радиостанции;
- знать основные требования к ведению радиопереговоров;
- иметь представлеЕие о способах обмана противника при ведении
радиопереговоров;
- выполнять пракгические действия по лодготовке радиостанции к применению
и ведению радиопереговоров .

Модуль Ns 4 (Инженернм подготовкa>):
- иметь представление о порядке и сроках инженерного оборудования позиции
отделения и окопа дrя стрелка;
_ знать назЕачеЕие и порядок применения шанцевого инстру {ента;
- иметь представление о способах маскировки окопа дJuI стрельбы лёlr<а;
- выполнять прzlктические действия по оборудованию окопа для стрельбы лёжа;
- к-пассифицировать типы мин;
- знать общее устройство и принIцrп действия противотанковых и
противопехотньD( мин;
- иметь представление о типах мин и порядке их установки;
- вьшолнять практические действия по подготовке и установлению
противотаЕковьaх и противопехотньгх миЕ;
- знать демаскирующие признаки установки мин;

- иметь представлеЕие о порядке обнаружения и обезвреживавия взрывоопасных

предметов;
- выполнять практиrIеские действия

миноискателя, щупа' кошки

по обнаружению

мин с использоваIIием

.

Молуль Ns 5 (Радиацио}lнtш, химическм и биологическая защита):
- иметь представление о об оружии массового поражепия;
- классифицировать виды ядерных взрывов;
- знать о поражающих свойствах ядерного взрыва, зажигательного орух(ия,
признаках применения отравJIяющих веществ и биологического оружия;
- уверенно действовать при применении противником оружия массового
поражения;
- знать назначение и общее устройство средств индивиду.rльной защиты;
-обладать навыком использованиl{ средств индивидуальнойиколлекгивной
защиты от оружия массового поражения;
- знать порядок оказания первой помошIи при поражении ядерным, химическим и
бактериологическим (биологическим) ору,lкием;
- знать правliла поведения на заражённой местности;
- выполнять нормативы по радиационной, химической и биологической заrrцтс;
- уметь пользоваться Rойсковыми средствами радиациоtiного и химического
конlроля;
- знать порядок по,щотовки к работе измерителей доз и войскового прибора
химической разведки;
- выполнять практические действия по измЕ)ению ypoBIuI радиационного фона .
Молуль Nэ б <Первая помощь (Такгическая медицина)>>:
- иметь представление о алгоритме оказания первой помощи;
- знать состав и назначение средств оказания первой помощи;
- классифицировать типы ранений;
0 знать порядок и условия остановки рчlзлиtшых видов кровотечений,
иммобилизации конечностей, действий при отсутствии признаков жизни,
нарушении проходимости дьIхательных rгугей, общем переохJIаждении и
отморожении, перегревании и ожогах ;
- выполнять практиttеские действия по окi}заIiию первой помощи (проведеlrие
сердечно-лёгочной реанимации, восстановление проходимости дыхатсльных
пугей, остановка цювотечения, наложение повязок, иммобилизация,
психологическая подлержка);
- иметь представJlение о зон.lх эвакуации (красная, жёrпая, зелёная);
- знать об объёмах оказания первой помощи в зояах эвакуации;

- иметь представление о порядке использоваIlия штатньD( и flодрr[ньD( средств

эвакуации;

- выполнять практические действия по эвакуации

раненыr( с поля боя

.

Модуль Nq 7 <Общевоинские уставы)):
- знать пр:rва и обязанности воешIослул(ащих;
- иметь представлеIlие о привIшпах единоЕачалия;
- уверенно определять знаки различия и воиItские званI4я военнослужащих;
- оценивать риски нарушения воинской дисциIшины, самостоятельЕо
вырабатывать модеJIь поведеЕия в воинском коJtлективе;
- знать смысл поItяlия <<внутренний порядою)' роль лиц суточного наряда в его
поддержании;
- иметь представление об обязанностях лиц суточного наряда по роте;
- обладать навыками, необходимыми дJIя освоения обязаrrпостей дневального по
роте;
- классифлщировать виды караулов и их предrазначение;

- зЕать смысл поtбIтия (неприкосЕовенность

часового));

- понимать обязанности часовою и особеrrности примененlхl оружия;

- оценивать риски нарушения порядка Еесения караульной службы, быть
готовым к несению караульной службы .

Модуль Jlb 8 <Строевая подготовка):
- иметь flредставлеЕие об ocHoBEbD( положениях стоевого устава;
- знать и практически выполнJlть строевые rцrиёмы на месте;
- понимать алторитм выполнениJI cтpoeBbD( приёмов в двюкении;
- знать и практически выпоJIнять сц)оевые приёмы в движеIlии без оружия;
- попимать €UIгоритм вьшолнениJ{ строевых приёмов с opyxмeM;
- знать и пр:lктически выполнять строевые приёмы с ор}Dкием на месте;
- знать и практи.{ески вьшо]Iнять основIlые строевые приёмы в составе
подразделения в .щижении .
Модуль ЛЬ 9 <<Основы безопасности военной сrryжбы>>:
- классифицировать опасные факторы военпой сrгужбы, виды нарушений правил
и мер безопасности;
- знать и соблюдать меры безопасности при проведеЕии занятий по боевой
подготовке и обращении с оружием;
- оценивать риски Еарушения правил и мер безопасЕости, обладать навьками
минимизации рисков -

ТЕМАТИЧЕСЮШl ЬЛОК (вариативный компонент

<<Патриотическое

воспитаЕие и профессиональная ориеrrтация>)

Модуль <Структура органов государственной власти.
Права и обязанности граждalн, вкJIючм воиЕсч/ю обязанность. Взаимодействие
гражданина с государством и обществом, гражданские инициативы и
волонтёрство>
У.Iастники сборов пoJrrIaT цредставлеtлие:
-о структ}?е оргаЕов государствеIIной власти Российский Федерации;
- о конституIшонных гарzlнтиJrх прав и свобод граждаII, об обязанностлr граждан
перед государством и обществом, о воrдrской обязанности;
- о гражданственности, патриотизме и их взаимосвязи;
- о правообразующих принциrlах: равенство, свобода, справедливость, о сфере
правовых отношений межд/ JIюдьми, а так- же между личtlостью и
государством, реryлируомьж действующим правом;
- об инстицrгах грzDкданского общества, политических парти-D( и общественных
объединениях;
- о роJIи и значеЕии волонтёрской деятельности в развитIfi общества и
государства .
совремеЕнаJI наука и
Профориентачионrшй модуль <Профессии булущего
высокие техяологии в военной сфере, военrше и грФ(данские специ:lльности)
Участники сборов полrIат представление:
- о тенденциях рzlзвития и изменениJIх на рынке труда;
- о военно-уIётных специапьностях;
- об организации по.щотовки офицерских кад)ов лля Вооружётrrьп Сил
Российской Федерации, МВ.Щ России, ФСБ, России, MIIC России, Росгвардии и

др.;

-о

Еовьrr(

и

перспеIсгивных военных профессилr.

Молуль <Гибрилrтые войrlы и IIевоенЕые конфликты
в современном l\пrpe' противодействие негативным тенденциJlм в

международных отношеЁиях>
Участниrм сборов поJryчат представление:
- о конструктивных и дестукгивных ценностях;
- о том, как формируется личносfilzя система ценностей;
- о разных видах воздействий на общественное сознание;
- о роJIи средств массовой информаrц,rи в современном мире и об их влиянии
на общество;

- о poJIи

проп:г

l.ФI в иIrформаIцоЕно-псIr(ологиrтеском

противостоянии на

междуЕародной арене;
- о невоенных мерах воздействиJI в системе международньD( отношеЕий;
- о технологиях ведения мбридных войн;
- о признаках искiDксния информачии в цсJUD( неftrтивноrо воздействия на
общество;
- о методах и средствах воздействия на общество в цеJurr( дестабилизации

Модуrь

<<Ратные cтpalnil1ьI

.

истории Огечества. Подвил народа в Великой

Отечествеr*rой войне |94l-1.945 годов))
Участники сборов поJryчат представJIение:
- о событиях, ставших осrrовой государственных пр:rздяиков и памJIтных дат
России;
- о пршIинах tIачaчIа ВеликоЙ ОгечественноЙ воЙны и усилцrlх СССР по её
предотвращеЕию;
- об основных битвах и операциях Великой Отечественной войны (Битва за

Москву, Сталиrrградская бктва, Курская дулц бrтгва за Кавказ, освобождение
Украины, операциrl <<Багратион>r, освобохдение Европы, Берrинская операция);
- о вкJIаде народа в победу Еа трудовом фронте;
- о героя( Веrп.rкой Отечествеlтыой войны;
- о зЕачении Великой Отечественной войны в жизни каждой сомьи }п{астников
сборов.
В ходе из)цения спортивной программы участники сборов поJIучат
представление:
- о технике выполнения базовых упражнений общей физической подготовки
(ОФП);
- о технике безопасности при занятиrD( физической культурой .
СОДЕРЖАНИЕ

КУРСА

ВНЕУРОIШОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НАIIАЛЬНАtr ВОЕЕНАЯ ПО.ЩОТОВКА)
БЛЗОВЬЙБЛОК
Модуль Nq l <Такгическiu{ подготовка>)

Основы общевойскового боя . Основные виды боя: оборона, насцдшение .
Поrrятие тактиЕIеск}D( действий .
Организационно-штатнrи сгруктура и боевые возможIIости мотострелкового
отделениll Сухотrугньпl войск Российской Федерilши . Задачи отделения в
разJrFтньtх видах боя .
Ознакомление с организаIшовно-штатной структурой подразделеrтий
иностранных армий (НАТО, КНР) .

Состав, назначеЕие, характеристики, порядок размещения современных средств
индивидуальной бронезашиты и экипировки .
[ействия отделения в обороне . Способы перехода к обороне . Позиция
отделения в обороне . Назначение ориентиров . Система огня отделения и
секгора обс,трела стелков . Сигнаrrы оповещения, управJIения и
взаимодействия . ,Цействия наблюдателя .
.Щействия отделения в наступлении , Боевой поряJIок отделе}IиJI в
наступлении.Преодоления заграждений . Перебежки и переползания .
.Щействия в составе боевьrх групп .
Задачи отделения в разведке и способы их выполнения . Ориентирование на
местности с использованием карты, компаса, местных предметов, а также
современного навигационного оборудования .
Выбор, оборудование и маскировка места наблюления . Приборы наблюдения

.

Выживание в особьпr условIlях .
Сигнаш оповещения . !ействия личного состава по тевоге . Поrry"lение
оружия, средств индивидуаJIьной защиты и экипировки . Походный порялок
взвода , Задачи и способы действий дозорного отделения и пеших дозорных ,
ffействия при внезапном нападении противника и преодоление заражённого
rlастка местности .
Модуль Nq 2 кОгневая подготовка)
Вооружение мотострелкового отделения . Назпачение и тактико-техниtIеские
характеристики основных видов стрелкового оружия и рrlЕых гранат .
Перспекгивы развития современного стредкового оружия .
Назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов и
принадлежностей . Принrтип устройства и действие автоматики . Возможные
задержки при стрельбе и их устранение. Порядок неполной разборки
автомата Кмашникова и сборки после неполной разборки . Устройство гранат

ргд-5, Ф-l, ргн, рго

.

Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во
время стрельб

и тренировок,

из).tiение условий

упражнения

. Классификация

целей на поле боя и их краткая характеристика . Простейшая огневая задача, её
сущность и алгоритм решениJl .

Способы ведения огня из авюмата , Наводка оружия, сущностъ, виды и приёмы
производства выстрела. Выбор момента выстрела. Изготовка для стрельбы из
различных лоложений . Условия выполнениJ{ начальных сlрельб . Занятие на
уrебно- тренировочных средствах , Отработка нормативов, усовершенствование знаний по ус,гройству оружия . [ействия со стрелковым оружием .
Выполнение упражнений начiшьных стрельб l УНС и гранатометаний .

Молуль Ns 3 (Основы техяической подготовки и связи>>
Ознакомление с основIlыми образчами вооружениJI и военной техники
Сухопутrrых войск . Виды, назначеrrие, общее устройство и тактико-техни.Iеские
характеристики ocHoBHbD( образцов боевых машин Сухопугньгх войск (БМП-3;
БТР-82А, танк Т-80, Т-90) .
оружие будущего в настоящем . Виды,
Боевая робототехника
предназначение, тzlктико-техниt{есIсlе характеристиrсr и общее устройство
БtlJIА. Ведение разведки местности с использованием БIIJIА . Способы
противодействия БГUЬ противника .
Предназначеяие, общее устройство и тактико-техниtlеские характеристики
переносньж радиостаrпцай . Подготовка радио- стаЕции к работе, настройка
частот (диапазонов) .
Порядок ведениJ{ радиообмена . Особенности назначениl{ позывrlьrх . Переход
яа запасные и резервные частоты . Меры по обману противника при ведеЕии
радиопереговоров по открытым каfiалам связи .
Модуль Ns 4 ((Инженерн:ц flодготовка)
Шанцевьй инструмент, ею наtначение, применение и сберехение . Заточка и
прtвка инструмента . Порялок оборудования позиции отделениJI . Назначеяие,
рiвмеры и последовательность отрывки окопа дш стрелка .
Минно-взрывные противотанковые, противопехотные и смешанные
иЕженерlIые загращдениJI .
Основные виды цротивотаЕковыr( и противопехотных мин отечественного и
зарубежного цроизводства . Срелства разведки и разминирования . Особеrrности
рлrведки дорог, мостов, зданий . Способы обнаружения и обезвреживания
взрывоопасных предметов .

Молуrь Ns 5 (Радиационнм, химическшI и биолотическая зitщита>)
Понятие оружия массового порФкения. История его развития, примеры
применеЕия . Его роль в современном бою . Поражающие факгоры ядерньпr
взрывов' средства и способы защиты от них .
Огравляющие вещества, lD( назначение и классификация . Внепrние приý{аки
применеЕия бакrериологического (биологического) оружия .
Поражающlе свойства зажигательного ору]кия и средства его примененIrя .
Назначение, устройство и подбор по размеру средсlв индивидуальной защиты .
Использование их в положениях (шоходное>, ((наготове>r и <<боевоеr>,
подаваемые при этом команды ,
Срrгчаьт оповещсниJ{ о rц)именеЕии противником оружия массового поражеЕия
и порядок действrлi по ним .

Назначеттие и устройство шцивид/ального rротивохимиtlеского пакета и
правила пользования им . Правила поведениJt на заражённой местности .

Назначение, устройство и порядок работы с войсковым измерителем дозы
и войсковым прибором химической разведки (BIDP) .

ИД-l

Модуль Nэ б <Первая помощь (Такпrческая медицина)>
Состав и назначение штатных и подр}чtIьD( средств первой помопIи .
Основные титы ранений на поле боя . Приёмы Еервой помощи . Остановка
кровотечеIiия . Наложение повязок . Илпrобилизация конечностей .
Способы поиска, сближения и эв;lкуации раненых с поля боя . Штатные и
подр)лпrые средства эвакуации patrelrbIx . Реанимациоrпrые меропрI,uIтия .
Модуль Ns 7 <Общевоинские ycTaBbD)
Общие обязаrшосм, права и ответственность воеrшосJryжащих . Содержание
воинской дисциIIJIины . Правила взаимоотцошений междr военнослужащими и
oTBeTcTBeHItocTb за их нарушеIrие .
Сущность единоЕачалия и приказа комшrдира (начальттика) .
Воинские званиJ{ . Обязанности солдата (матроса) .
Оргавизация размещеЕиJ{ и быта воеЕнослужапlt{х . Распределеrпае времеяи и
вн5rцrенний порядок . Состав и назначение сугочного наряда . Обязанности
де}qфного и дневчlльного по роте . Огветственность за нар)rшение flорядка
несениlI вrгугреtтней сrтутсбы

,

Виды караулов , Назначение и состав караула. flодготовка караула.
Неприкосновенность часового . Обязанности часового, порядок ц)именения
оружия.
Молуль JYч 8 <Строевая подIотовка>)
Строи и )rправление ими . Обязаяности военЕослужащих перед построением и
в сц)ою . Развёртгугый и походный строи отделения (взвода) . Строевые приёмы
на месте

.

Строевые приёмы в дви)кеItии без оружия . Выход из строя, подход к
начarльнику и возвряцение в строй .
Строевая стойка с оружием
СTроевьте

приёмы

с

оружием

.

Выпоrпlение воинского приветствиJ{ с оружием

на

месте

(автоматом)

.

д*ижение в походЕом строю . Перестроешrе взвода . Перемена направлешuI
движения . Выполнение воинского приветствия в движеfiии . Ответ на
приветствие в составе подрzвделоЕиJ{ .

Модуrь

Ng 9 <<Основы безопасности военной стrркбы>>

.

Опасные факторы военной службы в процессе повседневной деятеJIьности и
боевой подготовки . Мероприятия ло обеспечению безопасности военной

службы.

ТЕМАТИtIЕСКИЙ БЛОК (вариативный компонент

<<Патриотическое

воспитание и профессионаrrьная ориеrrтация>)

Модуль <Струкгура органов государственной власти Российской Фелерации.
Права и обязанности гражданинц воинскiш обязанность. Взаимодейстъие
гражданина с государством и обществом, гражданские инициативы и
волонтёрство>>

Права, своболы и обязанности граждан в соответствии с Констиryчией
Российской ФедераIцаи .
Система органов государственной власти федеральноrо и регион,лльного

уровней .
Правовая сфера жизни общества . Правообразующие принципы .
Проявления гражданственности в повседневной жизни.
Патриотизм и псевдопатриотизм, взаимосвязь патриотизмаи
граждаttствеtlности .
Гражданское общество и его институты, система политических и
общественных объединений .

Молуль <Профессии будущего

современная наука и высокие технологии в
спеllи:lльности)
военной сфере, военные
Специфика рынка туда . Военно-lпrётные специ.tльности .
Высшие 5r.lебные заведенЕя Минобороны России и дргих федеральных
органов исполЕитеJIьной власти, где предусмотрена военная служба .
Высокие технолоtии, их использование в военной сфере .

и гражданские

Мо.uуль <Гибридные войны и невоенные конф.rпткты
в современпом мире, противодействие негативным тенденциllм в
международных отношенияхD
Конструктивные и деструктивные ценности .
Система общественньтх и JIичностных ценностей, расстановка приоритетов .
Влияние средств массовой информачии на общество - Способы и инструменты
формирования общественного мнения .Информационно-психологическая
война
От холодной войны к гибридной войне . Стратегия гибридных войн .

Концепция (мягкой силы)

.

Ложная и недостоверная rнформаrця: основЕые признаки
<факгоры силы)) в международЕых конфликтах .

.

Невоеr+rые

Молуль <<Ратные страницы истории Огечества. Подвиг народа в Великой
Огечественной войне l 94 1-1 945 годов>)
События, ставпIие основой государственных прiвдников и памятных дат
России .
Причины начzlла Великой Огечественной войны и ус|lJлия СССР по её
предотвращению.
Основные битвы и операции Ве.ш.rкой Отечественной войны (Битва за Москву,
Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Кавказ, освобождение Украины,
операция <Багратион>, освобождение Европы, Берлинская операuия) .
Вклад народа в побелу на трудовом фронте . Герои Великой Огечественной
войны.
Значение Великой Огечественной войны в жизни каждой семьи участников
сборов .

РАСЧЁТ ЧАСОВ ПО УЧЕБНЫМ МОДУЛJIМ
Базовый блок
л9
п/rt
l

2

Учебный
модуль

l

-й день

таrгическая
подготовка
огневая

l

основы

l

количество часов
2-й день
4-й день
3-й день
2

2

l

l

Обшrее

5-й день
2

количество
часов
,|

4

t

7

l

l

4

I

I

_)

l

з

подготовка
-]

4
5

6

7
8

технической
подготовки и
связи
Инженерная
подготовка
Радиационная,
химическая и
биологическая
защита
Первая
помощь
(Такгическая
медицина)
общевоинские
уставы
Строевая
подготовка

l

l

l

l

1

I

l

l

l

l

3

I

l

z

4

основы

9

l

l

безопасности
военной
службы

Итого:

7

7

7

35

7

Тематичеслий блок (вариативный компонент (Патриотическое воспитание и
профессиональнirя ориентация>)
Модуль

Ns
п/п

Струrгура органов государственной

l

власти Российской Федерация . Права
и обя заrплости гражданина, воинскм
обязанность
Профессии булущсго
современная
наука и высокиетехнологии
в военной
сферс, военные и гражданские
спеllиi}льности
Гибридные войны и нсвоенныс
копфликгы в современном мире
Ратные стtrlаницы истории Отечества .
Подвиг народа в Всликой
огсчествснной войне l94l- I945
годов
Турниры по игровым видам спорта.
Выполнение нормативов ВФСК ГТО

2

_)

4

5

Итого:

l_й
день

количество часов
2-й
3_й
1-й
день
день день

1

l

1

1

7

1

Общее
кол-во
часов

1

1

1

1

1

l

4
в

2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВЛНИЕ КУРСЛ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬЕОСТИ (НАIIАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОlFОТОВКА)

(учЕБныЕ сБоры по осllовлм воЕнноЙ служвы)
Темы

модчль

.I!} 1 <<Такгrrческая подготовкаr> (7

Те ореtп uч ес

(]

основное содержание

кое

за няmu

е

ч).

Основные виды тактических
действий . Организационноштатяzля стуктура мотострелкового отделения
(взвода)

основные виды деятельности
об\лtающихся

ч)

основы обшевойсковою боя
Наступление.
такгические действия
Организационно-штатная
с,груrг54ра и боевые
возможности отделения .
За.цачи о,глеления в
различных видах боя .
. Оборона.

ознакомлсние с
организационно- штатной
структурой подразделений

Классифицируют основные
виды тактических действий
подразделений Формируют представление
об организационной
струlсцФе отделения и
задачах личtlого состава в

бою.

Хара!сгеризуют
отличительные признаки
подразделений иностран-

иЕосц)анных армии

(нАто, кнр)
Пракrпuческое эаняmuе
(2ч)-

Основы действий
мотострелкового отделения
в оборонс и наст)дшении.

Состав, назначение,
харакгеристики, порядок
размещения совIr€меш{ых
средств индивидумьной
бронезащиты и экипировки
.I[ействия отделения в

обороне.Способы
перехода к обороне .
Позиция отделения в

обороне .
Назначение ориентиров .
Система огIIJI tlтделения и

сеrгора обстрла стре.tп<ов
. Сигналы оповещения,
управления и
взаимодействия .
.Щействия н аб.гподателя
.Щействия отделения в
наст)пlлен ии . Боевой
порядок отделения в

.

ных армий .
Вырабатывают алторитм
действий в бою
Объясняют боевой порялок
отделения в обороне и
насц/rшении Раскрывают способы
дсйствий солдата в
обороне и насц/плении .
Раскрывают способы
действия наблюдателя .
!ействуют по сигнzulам
оповещениrr и управлениJI .
Вырабатываш ,шгоритм
действий при внезzшном
вападении противника .
Решают сиryационные
задаrш . Выполняют
такгические псремещения
в составе групп, занимают
позиции, преодолевают
загрzDкдения.

наступлении . Преололения
заграждений - Перебежки и
переползания .
.Щействия в составе боевых
гDупп

Прокmuческое заняmuе
(2 ч). Щействяя
мOтострелкового
отделения в р:лзведке

ко-цплексное
пракmuческое занrlmuе
(2 ч).
,Щействия мотосцелкового
отделения в дозоре

Аlсцчмизируют

задачи отделсния в
разведке и способы их
выпоJшения Ориентирование на
местности с
использованием каргы,
компаса, местяьrх
предметов, а также
современного навигационного оборудования Выбор, оборуловаЕие и
маскировка места
наблюдения . Приборы
набrподения .
выживание в особых
условиях

о воеяной топографии и
ориентированию на
местЕости .
Раскрывают способы
ориентирования на
местности р:!зличными
способами Классифичируют приборы
наблю-дения .
Раскрывают способы
действия разведчика при
набrподенпи за
противником .
Вьгполняют практические
действия по

Сигналы оповещенrlя .
,Щействия личного состава
по тревоге . Получение
ор},хия, средств
индивидуальной защиты и

действий военноGл)arкапIих
по сигнiлJIам оповещеЕпя .
Вырабатывают zшгоритм
дейqгвий при поJIуIIении

информачию

ориентированию на
местности, применяют
приёмы выrкивания
Акцlал изируют порядок

оррIсrя и

военного
имущества .
Решаrот сЕц/ационные
задачи . Выполняот
прtlктические действия при
совершенrtи марша,
нападении противнйка и вЕезапномЕападении
преодолеЕие заражённого
цротивника, преодоле- Еии
yrIacтI(a местIлости
заражённого участка
местности
Модчль Jlb 2 <<огневая подготовкд)) (7 ч)
Вооружение
АкryшIизируют
Itлассное заняmuе (1 ч)информацию
пlL'lUUrPgJln\rБt l U отделения
Виды, назначение и тактио вооружении отделеfirur и
ко-технические
. Назпачецие и тактикотаIсrико-техIlическпх
характеристйки
техкические
характеристиках
характеристики ocнoBllblx
стрелкового оружиJ{ и
стреJIкового оружия .
видов стрелкового оружия и
р)дных грarнат
гранат
.
Классифицируют виды
Сухоrrуггrых войск
руqяых
стрелкового ор)DкшI и
Перспеrсгивы развитwя
совремеЕfl ого сIрелкового
ручных гранат .
рассказьшают о
ор}rшсrя
перспективах рi!:!вития
стреJIкового оружия
назначение и
объястrяют назначение и
Пракtпuческое зоняmче
Обцее устройство
/1
устройстъо частей и
устройство частей и
мехаЕизмов автомата,
aBTo}taTa Ka;tamHrlKoBa и
мехalнизмов автомата,
патронов и rцrипадrrокностей
гранат
патронови
.
Уход
за
ручных
принадrежностей
стрелковым оружием, его
рассказываrсrr обrцее
Приrrцип
хрансние и сбережение
устройства и действие
устройствору.птьпt граЕат Форrrллр5rrот навык
автоматики . Возможные
обращенияс
оружием.
задержки при стрельбеи
Выпопняют
их уgIрацение . Порялок
практические действия
неполной разборки и сборпо неполной разборке
ки после непоJп{ой
и сборкс автомата
разборки .
Калашrпп<ова,
Усгройство гранат РГ/l,подготовке к бою
5,  (4 ч)
Формируют представления
Виды, назна,rеrrие, обrчее
Классное заняmuе (l ч)тактикооб основньrх образцах
Основные образrбr
устройс,гвои
вооружеfiшI и воепной
технические харак,l,ерисвооруженияи военной
техники .
тики осllовных образцов
техЕики Сухогrугяьтх
Классифицируют видьт
боевых машин (БМП-3;
войск
боевьlх мацпrн .
БТР-82А. танк
рассказывают об
т-8о, т-9о)
ocHoBItbD( тактикотехнических
характеристикiD( боевых
машиЕ
(l
Формируют
представления
Виды, щrедназначение,
Пракmuческое заняmuе
о способах боевого
тактико-технические
ч)- Боевое применение
примеЕения БПЛА .
характеристики
беспилот- тtbD( летательных
(БПЛА)
и общее устройство
Объясняют способы ведения
аппаратов
БПЛА . Ведение
разведки местности с
с
помощью
БIUlА .
местцости
разведкLl
БплА.
Вырабатываr (3 ч)
Пракmuческо е з аняffruе
ILIанцевый инструмент, его
Акryализир5rют
(,1 ч.). оборудоваrпrе
яазначение" применение и
иЕформаIц{ю о порядке и
сбережение. Заточка и
позиции отделени, .
сроках инженерного
Последователъность
правка инструмента .
оборудования позиции
оlрывки oкolra для стрелка
11орядок оборудования
отделениJl и окопа для стрелка
позицllи о,гдеJiения .
Назначенне, размеры lr
рассказывают о назначении
последовательность
и порядке примеIrения
отрывки окопа 1,Iля стрелка
шанцевого инструмента объясняют способы
маскировки окопа для
стtrrе.гrьбы лёжа Выпотпrяrог практические
дейсгвия по оборудованию
окопа для сr,рельбы лёжа
l7ракmuческое заняftlче
Мшrно.взрывные
Классифицируют rипы мин
Объясrrяrот общее устройство
пlютивотанковые,
1/ ч). Минно-взрывные
инженерные :]аграждеI{ия
прOтивопехOтные и
и принцип действия
смешанные инженерные
противотанковь!)( и
загр1l)кдения .
противопехотпых мия Основные виды
Рассказьваrот о порядке
противOганковьIх
установки мин и противопехотных мин
Решаrот ситуационЕые
отечественного и
задачи . Выполяяют
практические дейgтвия по
зарфежного производства
по,щотовке и

устаIlовлению
пIютивотанковых и

Пр а к m uчес к о е з Q, rя
(,1 ч,). Иrокенерная
разведка местности

rruе

Средства разведки и
разминирования .
Особенности разведка
дорог, мостов, зданий .
Способы обнаружения и
обезвреживания
взрывоопасных предметов

противопехотных мин
Акц/ализируют
информаuию о типах
мив и порядке их
устновки.
Хараlсгеризуют

демаскирующие
признаки установки мин
Объясняют порядок
обнарул<ения и
обезвреживания
взрывоопасных
предмстов-

выполняrоr
пракгические действия
по обнаружению мин
с использованием
миноискателя,

щуIlа,

кошки.
Модуль Jl! 5 <<Радпациошпая, хпмпческая п бпологцческая защита> (3 ч)
Аrсгуал и зируют информачию
Поrrятие оружия массового
KlaccHoe заняпuе (I ч).
об оружии массового
пораrкения . История его
Оружие массового
поражения .
поражеЕия . Ядерное,
примеры
развития,
Классифицирlтот виды
химическое и биогическое
применеЕия . Его роль в
ядерных взрывов .
оружие - Зажигательные
современном бою .
рассказывают о
Поражающие фаrrоры
смеси
поражаюп{ях свойствах
взрывов,
ядерньrr(
средства
ядерного взрыва, зажигаи способы зilщитыот Еих .
тельного оружия,
Отравляющие вещества, их
признаках применения
назначение и
отравляющих веществ
к-пассификация и биологического оружия .
Внешние признаки
Вырабатывают алгоритм
применения
баrсrериологического
действий при црименении
(биологического) оружия .
противником оружия
свойства
массового поражения
Поражающие
зажигательного оружия и
сDедства его применениrl
Назначение, устройство и
объясняют назначение и
Пракmuческое заlrяmuс
(I ч).
общее устройство средств
подбор по размеру средств
иядивидуальной защиты .
иядивиду.iльЕой защиты Срелства
!Dормируют навык
ицдивидуальной и
использомние их в полоиспользованиJl средств
коллекгивной защиты от
жениJIх ((походноеD,
(наготове) и <<боевое>>,
индивидуaulьной и коллекоружия массового
тивной заulиты от оружия
подаваемые при этом
порах(еция . Оказание
массового пораження .
первой помощи при
командь! .
Ошасывают порядок
поражении ядерным,
сrтrrrалы оповещениJl о
окiвания первой помощи
химическим и
применевии противником
при поражении ядерным,
баюериологическим
оружия массового
(биологическим) оружием
химическим и баrсгериолопоражения и порядок
ним
.
гическим (биологическим)
по
действий
оружием .
Назначение и устройство

l

индивидуalльного
противохимического пакета
и правила пользования им .
Правила поведения на
заражённой местности
Назначение, устройство и
порядок работы с
войсковым измерителем
лозы И,,Щ- l и воЙсковым
прибором химической

Объясняют правила

поведения на
заражённой местности .
Вьшолняrcrг нормативы

Формируют навык
использования войсковых
средств радиационного и
радиацион ного и
хямического контроJrя хпмЕIIеского наблюдения,
и
Объясняют порядок
развед(и
подготовки
дозиметрического коЕтроля
разведки (ВПХР)
в подраздслении
к работе измерителсй доз и
войскового прибора
химической рaх}всдки ,
Выполняют практические
действия по измерению
уровня Dадиационного фона
Модчль Л! 6 <<Первая помопlь (Таrсгпческдя медпцпшд)> (3 ч)
Пр акtпu ч е с: ко е з аl!,я rruе
состав и назначение
Аrгуализируют
(1 ч/. Оснащение для
штатных и подручнь]х
информацию
оказания первой помощи
средств первой помоrчи .
о порядке оказания первой
помощи . объясняют состав
раненым

ПpaKtnu чес к о е з аняmu
ч). Основы ведения

(

Пракпuческое заняrпuе
(l ч).Тппьl ранеIтий и
способы ока!аниJr первой
само- и взаимопомопIи
при Еих

Основные типы ранений на
поле боя . Приёмы первой
помощи . Остановка
кровотечения . Наложение
повязок . Иммобиrмзация
конечностей

комп,цексное
пракmuческое заняmuе

способы поиска,
сблпrrсения и эмкуации
раненых с поля боя .
Штатные и подручные

(I

").

Эвакуация
боя

раненых с IIоJIя

средства эвакуации
раненых . Сердечнолёгочная реанимация

и нi}значение средств
оказания первой помощи .
Решают ситуационные задачи
. Вьгполняют практическне
действия по оказанию
первой помощи
Классифицир5rют типы
ранений . Объясняют
порядок и условлul

р{цJшtшых

видов

кровотечеяий,
иммобилизации
конечностей .
Вьшолtrяют практические
действия по оказаЕию
первой помощи
Формулируют задачи зон
эваryации (красная, жёлтая,
зелёная) .
рассказывают об объёмах
оказания первой помощи в
зоIlах эвакуации .
Объясняют порядок
испоJьзования штатных и
подручных средств
эвакуации .
Выполняют праrсгические
действия по эвакуации
раненых с поля боя и
проведению сердечяолёгочной рсанимации

K-lacctttle заняmuе (l
.z/, Военнсrслужащие и

Модуль

RзаимоOтIlоlilения меж.гlу
rrимлt , Обrцие
обязаrrности и юридическая ответственность
lr(rЕвпrrLJrу rrrаrцr4-л.

7 <<Общевоппскпе усrавы> (3 ч)
Объясняют права и
Общие обязанности,
сlбязаннt,lсти
права и ответственяость
.}l}

воеЕносJýDкащ}aх

Воинские

Пракmuческое залtяtпu (1
ч,). Вrгутреlший порядок в
подразделении .
Обязанности долra(ностных
лиц с)лочного нарядапо
роте

Классное эоняmuе (I ч)"
Оргалплзация и несение
карауlьной сrryжбы ,
Обязанности дол]кностных
лиц караула

восннос,rrужаUlИХ

.

Содержание воинской
дисциIIJIины . Правила
взаимоотношений междz
военяосrýaжащими и
ответственностъ за их
нарушение .
CyrrmocTb едrноначалия и
при(азакоманд-rра
(начальника) .

.

Рассказываtот о принципах
единоначаJlия . оtrре;rеляют
знаки различия и tsоиltские
звания военнослужащих.
Оценивают pнcKrr
нар)лпенLtJI воинской
дисциIшины, выраба,гывают
модель повслсния в
воинском коллективе

званIrJI

Обязанности соJцата
(матроса)
Организация рiвмещеяиll и
быта воеиuосл)гя<аulих

.

Распределение времеuи и
вн;rгренrrий порядок .
состав и на}начение
суточного наряда .
Обязанности деrýФного и
дневtlльного по роте .
огвgгствеrтяость за
нар},шение порядка
нссеЕия втт5rцrcннсй

службы
Виды караулов

.

и состав караула

Назначение
.

Ilодготовка караула .
Неприкосновенность
tlасового . обязанносrи
часового, порядок
применения оружия

объясяяют смь]сл поIrlтrая
<<вrцrгренняй порядою),

poJb лиц с)лочного наряда
в ею поддержании Раскрывают обязанЕости
лиц сутоtIного нарrда по
роте

.

Решаtm сIfц/ациопЕые
задатм . Формируют навыки,
веобходимые д.пя освоения

обязанностей дневilльного
по роте.
Классифицир5rют виды
караулов и ID(
предназначение .
объясlrяют смысл понятия
((непри-косновенность
часового)) .
Характеризуют обязанности
часового, раскрывают
особеЕности применеЕия
ору)rоiя .
Оцеяrтвают риски
нар).шения порядка
несения карауrьной
сrтркбы, формируют
готовность к несе]tию
караульной службы .

Решают сиryационяые
задаlirt
Модуль .It& 8 <<Строевая подготовко> (4 ч)
Пракmuческое заняmuе
Строи и управление ими .
объясrrяют осноЕные
(/ ч/. Общие положеItия
обя:занности
положения Сiтроевого устава
строевого устава . Строи
военнослужащих перед
rIеречисляют строевые
отделеIlия

.

Строевм стойка и

повороты на мест€ ,
Выпо.тпrеттие воиЕского

IIостроениемивстроюРазвёрнугый и походный
строи о,гдеjlеliия (взвода) .
Строевые ttриёьlы на месте

гtриёмы на Mecr е

.

Выполttяют строевые приёмы

приветствия на месте.
Пракtпuческое заняmuе
(/ ч/. Стросвые тцrиёмы в
движеrrии . Выход из сцrоя
и возвращение в строй .
Подrод к rrачaurьнику и
отход от него

rIp а кrпuч еско е з аняmuе

(I

ч).

Строевые приёrrш с
ору]кием

Пра

t яm uе
Строевые прнёмы
без оружия на месте и в
движении в составе взвода

11

Ktlt чч е с, ксl е з а

r

ч.,i.

Строевые приёмы в
движении безоружия .
Вьтход из строя, под(од к
ltач,lльнику и
возвращение в строй
Строевая стойка с
оружием - Вьшолrение
воиЕского приветствия
с

оружием

.

СT

роевые

приёмы с ор)Dкием на месте
(автоматом)

!вижеrrие в походном
строю . Перестроение
взвода . Перемеtrа
IIаправлеIrия движенttя .
выrrолнение воннского
]IpиBel,cтBlrl в движении
Ответ Tra приветствие в
составе Irодра:]деления

Вырабатываюr, а_цгорlтгьt
выполнения стросвых
приёмов в движении .
Перечисляю,г строевыс
приёмыв движеgки без
оружия ,
Е}ыполняют стDоевые пDrrёмы
Вырабатывают аjlгоритIu
выlIолненпя с,Iроевых
приёмов с opyxсиeм .
Перечисляют строевые
приёмыс оружие[t на
мес,ге

.

ВыполнякTт

стросвыс приёмы
Характеризуют основные
строевые приёмы в составе
п

одрalздел ен иJl в движении

.

Вырабатываlот алгоритм
действий при пересlроеяиях
.
взвода .
Вьшолrrяrот строевые
приёмыв составе
подра:lделеЕия
Модчль J\Ъ 9 <<осповы безопасшоgгп воеппой шчrбы> (1 ч)
K,lacc,Hoe :заняmuе (] ч)Опасные фаtсгоры
КJrассифицируют oIlacнble
Основные мероприятия по
воевной сл)rrкбы в
факторывоенной службы,
обеспечению безопасности
виды нарушений правил и
цроцессе повседлевной
военной службы
мер безопасности .
деятельности и боевой
подготовки .
Псрс.тисляют мсры
Мероприяrия по
бсзопасности tlри
обеспечевrю безопасности
проведении занятий llo
воеrтной службы
боевой подго-говке и
обрапIении с оруrкием .
С)цсrrивают риски
нар,чшениJl правиJl и мер
безотtаснос,rи . Формируют
навыки миtlимIiзации
рисков

ТЕМАТИtIЕСКИЙ БЛОК

(вариативный компонеЕт <<Патриотическое воспfiтание и профессиона:lьная ориеЕтация)
(8 ч)
Бесеdа (I ч)Права, свободы и
Классифиuируюl с IpyKl уру
Струкгура органов
бязаrтности граждаЕ в
органов государсr,вен ной
государ- ственной вrrасти
соответствии с Констиryвласти Российский
Российской Федерации .
Федерацl.tи .
цией Российской
Права и обязанности
Федерации Формируют представление о
гра)кцаЕина, воиЕская
Система оргаяов
констит)лцлонIlых гарантиllх
обязанность .
государственной власти
прав и свобод граж;lан. об
Взаимодейетвие
обязанностях граждан Ilерел
федерального и
с
r,осударс-l,вом и общсствOм.
{рах(данина
регионztльного уровней
государством
Правовая сфера жизни
о воинской обязалtllостlл
и обществом, граждапские
общества .
Арryмснтированно
иIlициативы и
правообразующие
объяснякrт понятия
.

волонтсрстао

принципьi

.

воинская обязанность
Проявrrения
гражданственности в
повседневной хизни
Патриотизм и

.

.

псевдопатриотизм,
взatимосвязь патриотизма
и граж- данственности Гражданское общество и

его инст}Iц/ты, система
политичес ких и
общеgтвенных

Классифичируют
инстицлы гражданского
общества, политические

объединений

Презенmацuя (I ч).
Профсссии булущего
соврсменЕая ваука и высокие технологии в
военной сфере,
перспективt{ые военные
специ:lльности

Специфика рынка труда
ВОенно-уT

.

ёгные

сIrсциаJьности
Высшие 5пrебные заведениJl
Минобороны России и других
федера.rrьных органов
государственной власти, где
предусмотена военная
служба .

Высокие технологии, их
использование в военной и
граr<данс кой сферах

Бесеdа

(l

ч).

Гибридные войны и
невоенные конфликты в
современЕом мире,
противодействие негативным тенденциям в
международных

отношснlulх

гражданственности и патриотизма и оценивают их
взаимосвязи .
объясняют
правообразуюrrrие
прпнципы равенства,
свободы, справедIивости Формируют представление
о сфере правовьiх
отношсний между людьми
а такл(е межд/ л"rп,*aо- oi
государством,реryлируемьrх
дейсгв)rющим правом .

Конструкгивные и
деструюивнь!е ценности .
система общсствеяrrых и
личностных tlенностей,
расстановка прпори тетов .
Влияние средств массовой
информации на общество ,
Способы и инстр)rменты

формирования
общественного мнения .
Информаuионнопсихологяческая война .
Ло:rсrая и недостоверIrм
информацrrя: основItые
признакн . От холодной

партии и общественные
объединения .
Объясrrяют роль и
значение волонтёрской
деятельтIости в
ра:lвитии общества и
госyдарства
Формируют представJIение о
тсндснциях развития и
измснсниях на рынкс туда .
Классифичируют военно1пrётяыеспечиальности .
(Dормируют представление
об организации
подготовки офицерских
кадров дJIя Вооружён ных

Сил Российской
Федерации, МВ! России,
ФСБ, России, МЧС

России, Росгвардии и др .
Персчисляют новые и
llерспективные военные
профессии
Перечисляют
конструкти вные и
десlрукrивrrые
ценности Аншrизируют порядок
формирования
личностной ýистемы
ценностей .
Классифицируют
различныс виды
воздействrй на
общественное сознание .
Формируют представление
о роли средств массовой
информации

воЙны к гибрилноЙ воЙ-нс.
CTpar et ия гибрилных войн ,
Концепция <(мягкой сапы>

Невоенные <<факторы
силы)) R междуrlародIrых
конфликтах
.

в совремепном мире и об
их впиянии на общество ,
Объясняют роль
пропаrанды в
информационно-

псI,D(ологическом
противостоянItи на
международной арене рассказываrryr о невоенньIх
мер ( воздсйствю{ в
системе международных
отвошенrтй, о техЕологиях
ведеIlия гибридньrх войп .

Классифпuируют

призн!rки иска]кепия
информации в целях
негативного воздействия
на обцество .
Формируют
представление о методzrх
и средствz}х воздействия
на общество в цQляr(
дестабиrплзации .
Вырабатывают :rлторитм
противодействия
негативному
Ипформаrgrоннопсихологическому влЕя-

BuKrпoputta

(uнmе-п-zекmуальная

uzpa)

l

ч).
Ратные страницы истории
Отечества . Подвиг народа
в Велrrкой оr,ечественяой
войнс i941-1945 годов
(

события, ставшие основой

государственных
Ераздfiиков и памятtlьD( дат
России .
При.rины яачала
великой Оrеsественной
войны и усилия СССР
по её предотврaпцению .
основные битвы и
операIЕли Великой
оrечественной войны
(Битва за Москву,
Ста;rинградская бrттва,
Курская дrга, бrгва за
Кавказ, освобождение
Украиrты, операция

.t<Балратионr>,освобождение

Европы, Берллнская
операция) .Вклад народа в
победу на трудовом фрояте

Герои Велrкой
отечествеяяой войlrы .
значение Великой
отечествеrшойвойны в
жизни каждой семьи.

Еию
рассказывают о событиях.
ставшихосновой
государствеfi Irыx празд{иков и паl\лятн ых дат России

Аяштизируют прЕчины
нача;rа Веrплкой

огечественной войны
и усиjIия СССР по её
предотвращению Пеlrечисляют осIIовные
битвы и операции Великой
С}геqественной войны Оцениваrот вкпад царода
в победуна трудовом

фроrо".

Рассказывают о героях
веrпrкой отечественной
войны .
рассказываrсrг о значении
веrп,Iкой оrечественной
войны в rrсизrти кажцой
семьи )л{астпиков сборов

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».