lIАльноЕ БюджЕтноЕ оБщЕоБрАзовА,I-ЕльноЕ уч рЕждЕн t,lE срЕjlлlяя оБщЕоБрАзовАтЕJьнАя школ.{ ",\ъ7 lINl. Ф.А. Nt yHItI lll коlllЕвого СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА ( )) авгчста 202зг_ Залtес,1,1,tтель РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по вI{еурочной деяте.,lьности соци€tльного направленIм для 8-9 классов кружка "NIедшаllлtя" на2O2З -2024 учебный год Педагог- лсихо.пог .Щжапалова Р.Т. пояспительная записка HopMaTllBHo- правовая осIIова программы: . . . . . . . . . . Конвенция о правах ребенка. Принята резо.тпоцией 44125 Генера,rьной Ассаrблеlл от 20 ноября l989 года Конституция Российской Федераrрм l99З года Гражданский Кодекс Российскоt-r Федерации Семейrrый Кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 24 июля 1998 г. }l! l 24-ФЗ (Об основах гара}rтии прав ребёнка в Российской Федерацrти Федера,тьrшй закон N91 9З-ФЗ <Об альтернативной процедуре урегулIФования споров с rластием посредника (процедуре медиации)> от 27.07.20l0, Федерапьный закон <Об Образовалпм в Россlйской Фелерации)) от 29.12.20|2 N 27з-Фз7 Указ l1резидеlrга РФ от l июня 20I.2 г, N 76l "О Нац.rонtьтьной стратегии действий в интерес.й детей на 20l2 - 20l7 годы" Распоряжение (лействlтощая долгосрочного Федерации на Правrrгельства РФ от 17 ноября 2008 г. N l662-p редакцIш от 08.08.2009 N 1l2l-p) Концегп{ия социа,IIьно-экономиIIеского развитиJI Российской период до 2020 года. Федерапъттый государственrrый образовательrый стандарт, утвержденный прrлtазом N9 I897 Мrлrистерства образования и науки Российской Федераrrии от 17 декабря 2010 г. Подростковый возраст - один из сilмых вФкных для человека жизнеt шх периодов. Его часто не без основания }lilзывают критическим. В это время перед подростком стоят важнейшие задачи, от успешности решенItя которых зависит, станет ли он самостоятельным человеком, найдет ли свое место во (взрослом> мире. 11одростку за достаточно короткий период необходлtrло нагIиться самостоятельно цринимать р9шения в соответствии с собствевной системой ценностей, сrrравляться с жизненными трудностями. Фоном для разрешениrI этих важных задач возраста является эмоtионaulьнzul нестабильность вследствие гормональной и физиологртческой перестройки оргitнизма подростка. Ведущим видом деятельности дIш подростка явлlIется общение со сверстникаl\4и. Признание группой ровесников настолько BtDKHo в этом возрасте, что труднOсти в общении с ними ск€lзываются на самооценке подростк4 его восприJlтии себя. Измеrrяются и взаимоотI{ошения подростков со взрослыми -родителями li педагогами. Происходrrг постепенная трансформаlrиrl типа отношений <Старший - Младший> в отношения на равных. Этот процесс часто осложняется конфликтами. Последствиямлr нарупrений общения у полростков стalновятся неуверенность в себе, нестабильнtш самооценк4 тревожность, агрессивность, пессимизм., социальная дезадаптация и аутодеструктивное поведеЕие, Проявлению этих негативных последствий способствуют такие лиtIностные особенности подростков как нервно-психическtul неустойчrвость, низкtul ТОПеРаНТНОСТЬ К ИЗМеНеНИЯlчl. Неуверенность в себе, агрессивность, тревожность могг поставlтть под сомнение возможность достюкениrl подростком успеха в булущем, негатив}Iо отр€lзиться на творческой и профессиона_rьной саморе€IJII-{зации, семейных отношен}lях. Проrрамма <<Школа юного комплексЕаrI программа пс!D(олого-педагогической работы, посвященнiш формированrло конфликтной компетентности подростков, развитию рефлексии в процессе конфликтного взаимодействия, повышению мотивации конструктивного поведенлlll в конфликте, росту конфликтоустойчивости за счёт снижения эмоциональных помех в коммуникации. медиатора>> - IJепп программы: 1. Профилактика межлиrIностных конфликтов подростков в образовательной организации. 2, Формирование личностных качеств конфликтность личности. учаrrтрхtся, сни)кающих З. Формирование компонектов конфликтологической компетентности (мотивационно- ценностЕого, действенно- практиlIеского, позиrц.rонного). Задачи: l, Знакомство с основными понlIтиlIми конфликтологии: 2. Повышение нtlвыков конструктивной коммуникации с окружающими; 3. Овладение и усовершенсl,воваЕие навыков прогнозированиrI, разрешениJl и контролировitниrl протекания конфликта; 4. Развlтгие конфликтоустойчивости, эмпатии, рефлексии; 5. Повышения ypoвIul Nrотивации констр}ктивного поведения в конфлlжте; 6. Коррекчия деструктивных эмоционtlльттых состоягмй; Теоретическую основу программы составили концепции конфликтной компетентности: Бекмаганбетовой Г.Г., Самсоновой Н. В., Саралиеваой Т,Р.., Романова С.В., Немковой А.Б. , Щербаковой О,И. , Петровской Л.А., Емельянова С.М., Митиной Л.М., Башкина М.В., Катпапова М.М.', Киселёвой Т.Г., Шаровой Н.В., Корнелиуса Х., Фэйра Ц. и др, Методологtлческую основу программы составили работы: Саралиевой Т.Р., Емельянова С.М., Башкина М.В. Основrше приЕципы составJIения и ре€шизации программы: . Принцип системности. Программа влиrIет на развитие не только профессионально вЕDкных качеств, но и на развитие личности в целом. . Принцип поэтапности Каждое заtu{тие программы проистекает одно из другого, знtlниrl добавляются к уже имеющимся. р€lзвI4тия. . Принцип субъект-субъектного общения. Участие . в программе предполагает активн}.ю позшIию на зшцтиях. Приrшип безопасности. Программа тренинга составлена таким образом, чтобы не провоrIировать вражлебrтые и агрессивные отношения среди её участников. Формы и методы работы: - психотехнические игры и упра)кнениrI; - беседа; - наб;подение; - консультирование, - групловое обсужление. Ожшдаемый результат: . Сформированность личностные качества учаrцихся подросткового возраста, направлснные на снижение количества межJIичностных конфликтов в образовательной оргаrrrлзации. . . . . Повышение информированность о способахурегулированIбI конфликтов, стратег}uлх поведен!Iя в конфликтных ситуациях. Проявление коNIмуникативной активности при получеЕии знаrдrй в диаJIоге (высказывать свои суждения, анацизцровать выскtLзывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства). Соблюдение культуры поведения и общешrя, правильных взаимоотношеюrй. Способность объективно оценивать поведенlIе других rподей и собствеrшое. . Сформtтрованность компоненты конфликтологической компетентЕости (мотивационно- IIенностного, действенно- практиtIеского, позициоrrвого). Календарно- тематшческое п.панирование ND Тема Содержание Ko.пrr.lec,t^Bo rr/п часоR .{ата прt}ве]lеII и я П.лан факт l .Щиагностическое тестIlрование: l выявленис наччL,Iьное ypoBlUI конфликто;rогической компетентности, уровня агрессивност}1. 2 Что такое конфликт? Расширеrrие представленlй о психологической сущности конфликтов. 3 Круг ценностей Формирование цеrrностей позиции группы, принятие цегтностеr"л восстановItтельного flодхода. .1 Роль конфликта вт,rявление cotJltyMe вФкности существования конфликтов в социуме. 5 последствлtя конфликтов, Расширение представлений о психологиtIескInх функциях конфликтов. б Из- за чеrо возн1.1кают и развиваются конфликты? 7 Стили поведения конфликте Расширеrrие представлений о причинах конфликтов. Расширение представлений о стилях поведения в конфлиюе. l 1l Уtrравление коI{фликтом. Расширение представлений о возможIiостях управ,lения конфликтом на основе знаний о стилях поведения в конфликте. 9 Сапtоконтроль конфллtкте Формирование ltавыка самоконтроля в коlrфликтноli ctlTyaц}t1,1. l0 Мотивирование преодолению конфликтов Создание условий для формироваrrия 1чlотивацилl к преодолепию конфшлктной сит_Yации. ll Учимся рa}зрешать конфликты l2 общенлте в конфллrкте lз повышение информированности о возможностях управления конфликтом на основе ан(циза противоречий. развrтгие навыков эффективной коммуникаlIии, Качесr,ва. важlIые Расширение дJя бссконфликтltоl,о представленил'i о лl{чностных качествах, способств}тощлtх обшеtttlя l эффективнсlму поведению в конфликтной ситуации. lз Фор мчлирование Создание условий кантиконф.rлtктного дJя форIчtирования колекса) мотивации к KoHcTpyKTllBHoMy l