разговоры о важном 1-11

(полное наименование образовательного учреждения)

;ж#]
РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности ( Р€вговоры

о важном)

(указать предмет, курс, молуль)

Ступень обучения (класс) основное общее 5-9 кJIасс
(начапьное общее. основнос общее. среднее (полное) общее образовавие с указанисм классов)

Количество часов: 170 часов из них
5- 34ч( 1 час в неделю)

6-З4ч(lчасвнеделю)
7-34ч(lчасвнеделю)
8-34ч(lчасвнеделю)
9-34ч(lчасвнеделю)

Учителя: Фомичева Н.Н., Посryпаева Е.Н., Гаджиева А.С., Прокопьева Л.С.,
Посryпаева А.Н., Смирнова Л. Н.,Крутикова Н.Н., Смирнов Р.В.
Программаразработана в соответствии с ФГОС ООО
На основании рабочей программы курса вrrеурочной деятельности
Разговоры о важном) института стратегии развития образования
российской академии образования ., Москва 202Зг
<<

ПОЯС НИТЕJIЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальнос,гь и назваченIIе программы

IIрограмма разработана в соотъетствии с требовilниrlми федермьных
государственных образоват9льных стаЕдартов начального общего, осЕовного
общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ
нач:LIIьЕого общего, основного общего и среднего общого образования. Это
IIозвоJu{ет обеспеlплть единство обязательпых требованлй

ФГОС во всем

пространстве школьЕого образования в урочной и внеурочной деятельЕости.

Задачей педагога, ре€lлизующего
об)щающегося ценностного отношениrI

программу,

явIматся развитис

к Родине, прцроде, человеку,

у

кудьт}ре,

знаниJIм, здоровью.

Проrрамма Еaлправлена Еа:

-

формироваrше российской гражданской идентичности об)"rающихся;

- формирование

интереса к позЕаЕию;

- формирование осозпаЕного отношения к своим правам и свободам и
увtDкительного отношения к правам и свободам друп{х;

- выстраивание собствеIlIlого

поведения

о

позиции нравственЕьrх и правовьгх

норм;

-

создаЕие мотивации для участиrI в социrlJIьно-значимой деятельности;

-

р;х}витие у школьllиков общекультурной компетентности;

-

рчввитие умения прикимать осознztнfiые решения и делать вьтбор;

- осознание своего места в обществе;
- познание

себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;

- формирование готовЕости к личностЕому самоопределению.
Нормативную цравовую основу настоящей рабочей проlраммы K1pca
внеурочной деятеJьности <<Разговоры о BZDKHoM)> состrtвJIяют след)rющие
докумеflты.
1.

Федера:тькый закон

от 29.12.20t2 Л! 273-ФЗ

"Об

образовании

в

Российской Федерации"

2. Стратегия национальной безопасности

Президента Российской Федершши от

Российской Федераrrии, Указ

2 июля 2021 г, Ns 400 <О

Стратегии

национальЕой безопасности Российской Федерации>.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Фелераuии от З1.05.202l

N9 286 <Об угвержлении федерального государственного образовательного
стандарта начiLпьного общего образования>> (Зарегистрирован Минюстом России

05.07,202l Nэ 64l00).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31,05.202l
.}rl9

287 <Об угвержлении федерального государственfiого

образовательного

стандарта осIIовного общего образования> (Зарегистрирован Минюстом России
05 .О7 .2021 Nэ 64 I 0 l ),

5. Приказ Миrтистерства цросвещени-,{ Российской Федерачии

от l8.07.2022

J\! 569 <О внесении изменений в федерапьньтй государственный образовательтtый

стандарт начального общего образования>> (Зарегистрирован Минюстом России
1,1.08.2022

jъ 69676).

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерачии

от 18.07.2022

(О внесеIlии изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования> (Зарегистрирован Минюстом России

N9 568

l7.08,2022 Nэ б9675).
7, Приказ Министерства образования и пауки Российской Федерачии

мая 20|2 г. J\Ь4lЗ (Об

от

17

утверждении федерального государственного
образовате:ъяого стандарта средЕего обцего образования>> (Зарегистрирован
Минюстом России 7 июня 2012 r.

Nч

24480)

8. Приказ Министерстъа просвещения Российской Фсдсрации от 12.08.2О22

J\! 7З2

<<О

внесении изменений в федеральный государственный образовательный

стандарт сред}lего общего образования, утвержденный приказом Министерства

образования

и

науки Россlйской Федерации

от 17 мая 2012 r. N9

4l3D

(Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 Лir 70034).
9.

ГIисьмо Министерства просвещеЕия Российской Федерации (О

направлении методических рекомендаций по проведению цикJIа вне}рочных
занятий <<Разговоры о

важном>>))

от l5.08.2022 N9 03-1 l90.

l0. Приказ Министерства просвеIIlеЕия Российской Федерации от 18.05.2023
}lb з72 <об угвержлении федеральной образовательной lrрограммы начального
общего образования>l (Зарегистрирован Минюстом России |2,0'7 .2023 Nэ 14229).
1

l. Приказ Министерства просвещенlлll Российской Федерашlпr от 18.05.202З

Ns 370 <Об утвержлении федеральной образовательной программы основного
общего образования>> (Зарегистрирован Минюстом России 12.07 "202З Nэ 7422З).

l2. Приказ Министерства просвещениJI Российской Федерашlrи от 18.05.2023
.]\l!

37l

<Об угверждении федеральной образовательноЙ программы среднего

общего образоваItия>) (Зарегистрирован Минюстом Росстли 12.07.202З N9 7422S).

Варианты реалпзацпи программы п формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимuся 1_2, З4, 5-7,8-9 и l0-1 l
кпассов.

В

202З-2024 учебном году заплаЕироваЕо проведение 36 внеlрочных

занятий. Занятия проводятся l раз в неделю по понедельникам, первым уроком.

Внеурочные занятия <<Разговоры о важномD направлены на развитие
ценностного отношепия обlпrающихся к своей родине - России, населяющим ее
людям, ее уник(}льной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные

заrrятия <Разговоры

о

важном> должны быть направлены

на

формирование

соответствующей внутреЕней позиции личности обучающегося, необходrшой ему
для конструктивtrоrо и ответственного поведения в обществе.

Основной формат вIrеурочных занятий <Разговоры о вФкном))

-

разговор и

(или) беседа с обl"rающимися. Занятия позволяют обl^rающемуся вырабатывать
собственную мировозрецческ}.ю позицию по обсуждаемым темаNr.

основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в

современной России: знанием родной истории и понимаЕием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением црироды,
ориснтацией

в

мировой художественной кульryре

и

повседневной кульryре

поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношеl{ием к собственньтм поступкам.

Взаипtосвязь с IlрограNlмой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом
федеральных образовательЕых программ начilльЕого обцего, основного общего и
среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить об1.,rающуто и

воспитательЕую деятельность педагога, ориентировать ее не только на
интеллекryаль}lое,

но и }la

HpaBcTBeHHoeJ социiшьное развитие ребёнка. Это

проявляется:

-

в выделеЕии в цели программы ценноспlых приоритетов;

- в приоритете личностньrх результатов реarлизации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе
воспитаЕия;

- в иIlтерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместrгуIо с педЕгогом и сверстниками деятельЕость,

Itенпостпое паполнение внеурочIlых занятий

В основе определеншt тематики внеурочньн занятий лежат два принципа:

l) соответствие датам кilлендаря;
2) значимость

для обучающсгося события (даты)., которое отмечается

в

кмендаре в теRryщем году.
Щаты ка,тендаря можно объединить в две группы:

l.

.Щаты, связанные

с событиями, которые отмечаются в постоянные числа

ежегодtlо (государствеrlные и профессиона.llьные праздники, даты исторических
событий). Например, ,
<<Новогодние семейные традиции

(советники по воспитаЕию)>,

<,Щень

разных народов России>,

<,Щень учителя

российской науки) и т. д.

2. Юбилейные даты выдаюшихся леятелей науки, литераryры, искусства.

Например, , <Русский язык. Великий и моryчий, 225
лет со дня рождения А, С. Путrкина>.

В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий,

которьте не

связаны с текJдцими датами календаряl' но явлJIющиеся важными в воспитании

школьника.

К

примеру: <Мы вместе>,

<<О

взаимоотt{ошениях

в

коллективе

(Всемирrrыli день психIIIIеского здоровья, профилактика бул.чинга)> и др.

СледуеТ отметить, что внеурочные заIUIтия входят в общую систему
воспитательноЙ работы образовательноЙ оргаrrизации, поэтому тематика и
содержание должны обеспечить реi}лизацию

I]D(

назначения и целей: стаЕовление у

обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых
результат:D( каждого сценариlI вце)4)очЕого зllЕятия вьцеJшются HpaqcmqeцHbre

ценносmu, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности
характериз}.ются следующим образом.

l. Исmорuческм памяmь
- историческая память - обязательнiш часть культуры народа и кФкдого
цр.Dкданипа;

- историческая память соединяет прошлое, настоящее,

позвоJUtя сохранить и

продолжить достижения, мудрость, опьш, традиции прошльж поколений;
_ историческая памJIть есть кульцryа цOлого народа, которм скJIадывается из

объединения индивидульных переживанпй. и вк.-lючает важнейшие нравственные
качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.

Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном
содержании занятия. Например, тема

<,Щень

народного единства>) рассмативается

на известных исторических фактах - единение людей, когда Родина Еуждается в
защите в 1612 г.
2, Преем сmвепн

о спr

ь поколеl ш й

- каждое следующее поколение )лится у предыдущего: осваивает,
воссоздаёт, продолжает его достижеIIия, традиц}iи;

- семья построеЕа на сохранении преемственности поко]Iений. Память о
предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в
ryманноl\{ отношет{ии к старш]им поколениям.
IIапример, тема: <О взаимоотношениях в семье (,Щень матери)>, Обсуждается

проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей
кульryрой, историей, средой обитаЕия, языком общения. Каждый человек должен

воспитывать в себе качества, которые были характерны дая наших предков, людей
далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3.

Папрuопuзм

-

любовь к PoduHe

- патриотизм (любовь к Родине) - самое главное качества гражданина;
- любовь к своему Отечеству начинается с м:uIого с привязацности к

-

родному дому, малой родине;

- патриотизм строится Еа ответствеIlности за судьбу своей ролной

земли;

чувстве гордости за историю, культуру своего народа и Еародов России.
Эта высшая нравственная ценность явlulется приоритетпой во всех сценаршж
<<Разговоров

о

важfiом)).

В каждом

сценарии,

в

соответствии

раскрывается многогранностъ чувства патриотизма

с

содержанием,

и его проявления в

разньж

сферах человеческой жизни.
4.

!оброmа, dобрые dапа

- доброта - это способность

(желание

и

умение) бьrть милосердt{ым,

поддержать, помочь без ожидания благодарности;

- благотворительность

-

проявление добрьтх чувств; благотворительность

была распространена в России в прошлые века' что стчrло сегодня примером для
подражания.

Например, тема <Мы вместе)). Разговор о добрых делах граждан России в
прошлые времена и в настоящее время, тема волонтерства.
5. Семья u семейные ценносmu

- семья связана не только общим местом проживания' общим хозяйством,
взаимопоЕиманием,
общими делами, но и значимыми ценностями
взаимоподдержкой, традициями и т. д.;

- каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на
fiомощь др}то}ry: взятъ на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг
друry;

- обучающийся должен ответственно относиться к своей

семье, участвоватъ

во всех ее делЕlх' помогать родителям;

* семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные
цецности представлены в традиционных религлt

ц России.

Тема семьи, семейьIх взаимоотношений и ценностей является предметом
обсуждения на запrIтиях, посвящеЕных темам:

<<О

взаимоотлtошеЕил( в семье (,Щень

матери)>, <<Новогодние семейные традиции разных народов Роосии>> и др.
6.

Кульmура Россаu

- культура общества -

это досмжениlI человеческого общсства, созданные

Еа протяжеЕии его истории;

* российская культура богата и разнообразна, она известша и ражаема во
всем мире;

культура представлена дости)кеýиrIми в материальной

-

сфере

(строительство, техЕика, предметы быта и др,), в духовной сфере (наролное
творчество, литература, изобразительЕое искусство, музыка, театр и др.),

а

также в

этике, куJБцaре взаимоопIошений людей.

Темы, связашЕые с осозЕанием обl"rающимися этой социаrrьной цеЕности,
подробно

и

pa:lнocтopoнHe цредставлены

в

<<Разговорах

о

важпом>. Поэтому

мЕогие сценарии построеЕы IIа чтении поэзии, обсуждении видеофильмов,
rцrоизведений живописи и музыки: <По ту стороЕу экрана.

1

l5 лет кино в России>r,

<Щирк! Цирк! Цирк! (к Международному дню чирка)>,
7.

Наука на слуаrcбе РоOuны

- наука обеспечивает прогресс общества и ул}лrшает кизнь человека;
- в науке работают т,шантливые, творческие люди, бескоЕечно любяпце
свою деятелъЕость;

-

в России совершено много научньгх открытий, без которьu< невозможЕо

представить современный мир.

О такой цеЕIIости общества и отделъно взятоIо человека уЕIаттIиеся узнают в

процессс обсуждсния тем: , <Я вижу Земrпо ! Это так красиво).
Следует отметить, что мноме темы внеурочных занятий выходят за рамки
содержация, из)лаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет
обязательцо добиваться точного усвоения нового зfiilrlия, запоминания и чежого

воспроизведеЕия нового тсрмцна или поюmlul. Необходимо понимать, что на

вЕеурочных занятиях как неучебньlх формируются определенныо цепности;

высшие нравственные чувства и социапьные отношения. В течение года )л{ациеся
много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тох же понятий, что посJryжит
постепенЕому осознанному их принятию.

Наличие сценариев вIIе)рочных заIu{тий

не озЕачает

формаrrьного

следованиlI им. При анализе содержания занятия, которое предлiгается в сценарии'

педагог учитывает региональные, нациоЕiцьные, этнокультурные особеЕности
территории, где функционирует даннм образовательЕаrI организация, Обязательно

учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При
необходимости, исходя из статуса семеЙ об}п{ающихся, целесообразЕо }точнить

(измепить, скорректировать) и творческие заданиJI, выполнение которых
предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.

10

Особенности реа.JIиза|ции програмNrы
Личностrrое развитие ребёrrка - главпаJt цель педагога. Личностных
результатов обучающихся педагог может достичь, увлекая uIкольников совместной

lt интересной многообразной деятельностью, позволlIющей раскрыть потенциал
каждого; используя разЕые формы работы; устанавливiц во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием.
Задача педагога, тра}rслируя собственные убеждения и жизненвый otmT, дать

возможность шкоJIьнику анirлизировать, сравнивать и выбирать.

В

приложениJrх

к

процрамме содержатся методические рекомендации,

помогающие педагогу грамотно оргаЕизоватъ деятельность школьников на
заЕJIтиIIх

в рамках реализации программы кlрса вIrеурочной деятельности

<<Разговоры о важЕом)).

11

ОСНОВНОЕ

ОБЩЕЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

Содержание программы внеурочной деятеJIьвости
<<Разговоры о вая(ном>)
,,Щень

знаний. Знакомство

с проектами Российского общества

Возможности! которые предоставляют проекты общества

<<Знание>l.

<<Знание>> для

обучаюulихся разлиtIIlых возрастов.

чем гордимся,
Родина

не только место рождения. Природные и кульryрные памятники

-

о чем помним, что бережем?

Зоя КосмодемьянскаrI

- её

подвиг бессмертен,, её имя cTmlo символом

мужества и стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности
Отечеству, истинсlй любви к своей Родине.

Право избирать и быть избранным гарантировано Констиryцией Российской

Федерации каждому гражданиЕу нашей страньт. Жизнь, свобода, права и
благополучие граждан является одной из главных ценностей, а проявление
гражданской позиции, желание участвовать в рttзвитии своего города, региона,
страны

- достойно уважения.

L{eHHocTb профессии учителя. Советник по воспитанию

-

проводник в мир

возможностей, которые создzrло государство для каждого ребенка

наставник

и

<<старший

в

стране.

товарищ), помогающий как объединить школьцый

коллектив в дружную команду, так

и выстроить

личнJaю траекторию развитиJI

каждому ребенку.

Честность, открытость' готовность прийти на помощь * основа хороших
отношений с окружающими. Уважение к окружаюIцим - норма жизни в Еашем

обшестве.

В ycjloBиrlx

ипформашионных перегрузок, разнообразлrя

быстро

решаемых задач, экономической нестабильности, стрессы стали неотъемлемой
составJuIющей жизни человека. Опи приводят к депрессивному состоянию,
которое, в свою очередь., может привести к проблемам физического здоровья.

конфликтам с близкими, неуверенности, озпобленнOсти. Знания о том, как
ЕаJIадить отЕошеЕия

в колJIективе. сохраЕить свое психическое здоровье, как
79

смотеть на мир позитивЕо, как Ее статъ жертвой (травли), и самому Ее опуститься
до (<травли> других, Ееобходимы всем.
.Щавrrие

кульryрные ]фадиции России поJryчаIот отражение в произведениях

кинематографи!Iеского искусства,

которое

имеет

(золотой

свой

фондо,

признанный во всем мире. Отечествснное кино передает Еаши традиционные

цеЕности, великое кульцФно-историческое Еаследие, отображает то, что
объединяет Еас как Еацию. Развитие отечествеЕного кино отражает не только
основные вехи развития стра}tы, но и моделирует образ ее будущего. Кино, наряду

с

литературой

и

театром, позвоJuIет человеку увидеть себя, как

в

.((зеркале>,

соотпести свои посц/пки с постуттками героев, аншIизировать и рефлексировать,
тrриобретать новые знаниJI, знакомиться с миром профессий, с творчеством
талаЕтливых людей' с историей и кульryрой страны.
Подраздепения специ.лJIьноrо назначения (спеrtназ) в России имеют особую

значимость, они олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу духа,
беспримерное самопожертвование, готовность мгновеЕно прийти на поN{ощь

Родине. Военнос.rryжащие спецназа обладают особыми профессионшrьЕыми,
физическими и моральным качествами, являются достойным примером
настоящего мужчиtlы.
Единство нации * осЕова существования российского государства. Единство
многонационаJтьItого Еарода, увФкение тралиший, религий, уклада жизни всех
народов явJuIется главtlым в жизни страньт. floKa мы едины

- мы

непобедимьт.

Технологический суверенитет нашей Родиньт необходимо защищать так же'
как границы государства, это основа и зtшог существования современной страны.

Развитие сферьт информационных технологий сегодIш стратеIически важно для

булущего, профессии в этой сфере очень перспективны и востребованьт.

Технолоттческий суверенитет решает задачи обеспечекия безопасности,
поJrучения энергии, продовольственной независимости, транспорпrой связности.

Логика развития экономики предполагает защиry
высокотехнологичньlх отраслей

с высокой долей

и

формирование

интеллекту:}льных вложениii.

Появлеттие новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением к

технологическому суверенитеry.
80

Традиционнм семья в России - это союз мужчиЕы и жеЕщины, которые
создают и поддерживают отношениJI увФкения. заботы и взаимной uоддеркки.
Основа семьи - это любовь. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные
мЕогодетIIые семьи.

Что для ках(дого человека означает слово

<<Родина>?

Это родители, семья,

дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и rrарод. Чувство любви к своей

Родине человек несет в себе всю жизнь, это его опора и подцержка. Родина

-

это не

просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.

Волонтерство

в

России.

Особеrшости

волонтерскои

деятелыIости.

Исторически сложилось, что в сложные годы нашей страны шоди безвозмездно

помог.lли

друг друry,

ок }ывalли всесторонЕюю поддержку.

Севастопольская, сёстры милосердия

Россия

-

- история

,I[аша

и современность.

страпа с героическим прошлым. Современные герои

россия начинается с меня?

-

кто они?

Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение
обязанностей. Ответственность

Новый год

-

-

это осознанное поведеЕие,

пра:}дник дJuI всех россиlIн.

У каждого народа есть иЕтересЕые

новогодние семейные традиции. Зпакомство с обьтчаями и кульryрой новогодних
праздников в нашеи стране.

Первая печатЕая книга в России

-

<Азбука> Ивана Фёдорова. Способы

передачи информашии до появления письмеЕности. Разница между азбукой и

букварем, кАзбука>, капечатаннil]я Иваном Федоровым: <Ради скорого
младенческого научения)). Любовь к чтению, бережное отношение к книге
начiulись 450 лет назад.

Современный человек должен обладать функциональной грамотностъю, в

том числе налоговой.

,Щля

чего собирают наrrоги? Что они обеспечивают для

гражлан? Выплата нtulогов

-

обязанность каждого грaDкдаяина Российской

Федерации.

Блокадный паек. О провале планов немецких войск. 80 лет наi}ад город-герой
Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады.
81

Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя привимает, какими
обладает правами? Что дает закJIючение союзного договора для государств?
Союзники России - государства, которые разделяют и поддерживают наши общие
традиционные

ценности,

культуруl

увФкают

стремятся

к

укреплению

союзных

государств и поддерживают Iл(.

fJости;кения науки
достижеЕия

в

нятттей

в

повседневной жизни. На1"lные

технические

стране. 190-летие великого русского учёного-химика,

специалиста во многих областях науки и искусства
,Щеrrь

и

,,Щ.И.

Менделеева.

первооткрывателя. Россия явJulется не только самой большой страной в

мире, которую за ее продолжитеlБЕую историю шаг за шагом исследовiUм,
из}п{апи, открывirли русские землепроходцьт. Удивительные уголки тrашей страны

сегодшI может открыть для себя любой школьник.
,Щень заrrцтника Отечества: исторические тралиции. Профессия военного:

кто её вьтбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения
великого русского флотоводца,,команд}rющего Черноморским флотом
1798); командующего русско-турецкой эскадрой

(l790-

в Средиземном море (1798-

1800), адмирала (l799) Ф.Ф. Ушакова.

Подлинность намерений

-

то, что у тебя вIryтри. Как найти своё место в

жизни? Что нужно дJuI того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом?
Примеры настоящей дружбы. Что нужно дJuI того, чтобы создать хорошую семью

и самому быть хорошиN{ семьянином, Поддержка семьи в России. Что нужно,

чтобы найти свое призваЕие и стать настоящим профессионЕIлом. Поддержка
профессионального самоопределеrrия школьников в России. Эти вопросы волtiуют
подростков. Проблемьт, с которыми они стzLпкиваются, и способьт rх решения.

Всемирньтй фестиваль молодежи

-

2024. Сириус

-

федеральная площадка

фестиваля. Исторические факты появления всемирного фестива.,чя молодежи и
студентов. Фестивали, которые проходили в нашей стаЕе.
Российская авиация, Легендарная история развитиrI российской гражданской

авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиков-испьпателей первых
российских самолетов, Мировые рекорды российских летчиков, Современное
авиастроение. Профессии, связанные с авиацией,
82

Красивейшrий полуостров

с

богатой историей. Исr,ория Крымского

IIолуострова. Значение Крыма.,Щостопримечательности Крыма.

Это значит, что жители страны должны
стремиться шоддерживать здоровый образ жизrти. Физическое [l психичоское
Россия

-

здоровaU{ держава.

здоровье населевиJI играют важЕую роль

в

укреплении экономического потенциала

и социальной стабильности страIIы, повышают качество жизни каждого человека.
Щирк как фантазийное и сказочное искусство. Щирк в России, История цирка,

цирковые династии России. Знаменитые }ra весь мир россииские силачи.
дрессировщики, акробаты, кJIоуны' фокусники. IJирковые профессии.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонilвтырекордсмены. Подготовка к полету

-

многолетний процесс.

Николай Гоголь - признанный классик русской литературы, автор
знаменитых <Мертвых душD, (Ревизора>, <Вечеров на хугоре близ .Щиканьки>.
Сюжеты, герои, ситуации из произведений Николая Гоголя актуаJIьны по сей день.
Экологичrlое поцrебление

-

способ позаботиться о сохранности плаЕеты.

Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека.
Соблюдать эко-правила

-

Ее так сложно.

История Праздника трула. Трул
Работа мечты. Жизненно

BaDKEbTe

-

это право или обязанность человека?

навыки.

История появлеIIиJI праi!дника .Щень Побелы, Поисковое движение России.
Могила Неизвестного Солдата. Семейньте традиции пр(х}днования

19 мая 1922 rода

-

.Щня

Победы.

день рождениlI пионерской оргаЕизации. Щель ее

создания и деятельность, Причины, по которым дети объединяются.

Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объсдиняет поколения. Вклад

А. С. Пушкина в формирование современЕого литераryрного русскоrо языка.
Планируемые рез}льтаты освоения ктрса внеурочной деятельности
Занятия в рамкaЕ программы направлеfiы на обеспечение достижения

школьниками следующих личЕостных, метацредметных и

предметньж

образовательных результатов.

8з

Лuчн осmн ые резул ьmаmы :

В

cQlepe еражi)анскоzо вослlл,!mанllя,, уважение прав, свобод

и

законных

интересов других JIюдеи; активное участие в жизни сеIt{ьи, родного края, страны;
ЕеIIриятие любых форм экстремизма, дискримивации; понимaние роли разJIичньж

социаJIьных институtов

в жизни человека; представление об основньгх правах,

свободах и обязанностях гражданияа, социальЕьж Еормах и правилitх
межлиtIностных отношений

в поликульryрвбм и

мIIогоконфессиональном

обществ9; готовность к разнообразной совместной деятельносм, стремление к

взаимопониманию

и

взаимопомоIци; готовность

к

r{астию

в

ryманитарной

деятельности (волонтерство, помоць людям, нуждаюцшмся в ней).

В сфере паmрuоmuческоzо воспumания., осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессионшIьном обществе, проявлеЕие
интереса к познаЕию родного языка, истории, кульryры Российской Федерации,
своего края, пародов России; ценностIIое отЕошение к достижениям своей Родиньт
- России, к Еауке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижеЕиям народа; увiDкение к символам России, государственным прiвдникам.
исторцческому и природному наследию и памJттЕикам, традициям разных народов,

проживающих в родной стране.

В

сфере dyxoBtto-HpaBcmlaпlozo воспumанuя: ориеЕтация на моральные

цеttности и нормы в ситуациях ЕравствеЕного выбора; готовность оценивать свое

поведение и посчiтки, поведение и посryпки других людеи с flозиции
нравственных

и

правовьD( норм

с yIeToM осознilния последствий

свобода и ответственностъ личtlости

в

поступков;

ycnoBlljtx индивидуыьЕого и общественвого

пространства.

В сфере
искусстваl'

эспхеmuческоzо восплllпания., восприимчивость

традициям

и творчеству

своего

и

других

к разным

народов,

видам

TlоЕимаЕие

эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной

кульryры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мировог0 искусства, роли эт}Iических кульryрных традиции и
Еародного творчества.

84

В сфере фtвuческоzо воспuпанllя: осознаЕие ценЕости жизЕи; соблюдение
правиJI безопасности, в том числе Еавыков безопасного поведеIuбI в интернетсреде; способность

адаптцроваться

к стрессовым

и цриродшм

социальЕым, информачионным

ситуациJтм и меняющимся

условиrIм,

в том числе

осмысJIяя

собствешrый опыт и выстраивЕuI дальнейшие цели; умение гц)инимать себя и
лруп{х, не осуждЕuI; )rмение осознавать эмоцпоЕапьное состояЕие себя и других,

умеЕие yпpaBjUITb собстъенным эмоционапьным состояЕием; сфортлп.rрованЕость
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека-

В сфере пруёовоео воспumанuя: устаповка на активное }цастие в решеЕии
практиЕIеских задач; осознаЕие вiIжЕосм обlчения fiа протяжении всей жизЕи;
увФкение к труду и результатаýl трудовои деятельности,

В сфере эколоzuческоzо

воспumанuя., ориентациlI на применеЕие знаний из

социаJIьных и естествеIIньтх наук для решеЕиJI задач в области окружающей среды,

планировапиrI посrупков и оценки их возможвьж последствий для окружающей

среды; повышение ypoвlut экологической культlры, осознаЕие глобального
характера экологиЕIеских проблем и путей их решеншI; активЕоо неприятие
деЙствиЙ, lrриносящих вред окружающеЙ среде; осознание своеЙ роли как
гражданиЕа и потребителя в условиJIх взаимосвязи гтриродпой, технолоп.tческой и

еоциальной сред; готовность

к

)васп.lю

в

практичеокой деятельности

экологической направленности.

В

сфере ценносmu научно2о познанuя: ориеЕтацIдI

совр€менную

в

деятельЕосIи на

систему на)цных представлений об основrrых закономерностях

ра:rвития человека, црироды

и

общества,, взаимосвязях человека

с природной и

социальной средой; овладение языковой и читатольской кульryрой как срсдством
позЕаяия мцра; овладеЕие основIlыми Iлавыками исследовательской деятельности,

устalЁовка

Еа осмысление

опыта], наблюдеrтий, посцшков

совершонствоватъ rr}ци достижения иЕдIlвидуальЕого

и

и

стремление

коJlлсктивного

благопол)лия.

В сфере

аOапmацuu обучаюtцееося к uзJиеняюlцuлrся условuялr соцuмьной u

прuроdноЙ среdьr: освоеЕие обуIающимися социаJьного olmтa, осЕовных

ведущей деятельности возраста,

социаJIьных ролеи, соответствуюцих

HopNr и

форм соtша.,чьпой жизни в груtrпах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной

правил общественного поведеЕия,

деятельносм, а также в рамках социального взаимодействиll с людьми из лругой
кульryрной среды; открытость опыту и знашIдIм других; повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение r{иться у
лругих rполей, умение осознавать в совместной деятельности новые знанIбI, навыки

и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний

и

компетеIlтностей, планировать свое развитие; умение анализировать и вьUIвJUIтъ
взаимосвязи природы, общества и экономики; умевие оценивать свои действия с
учетом влияния на окружаюuryю среду, достижений целей и преодоления вызовов,

возможцых глобальных последствий.
lV е m а пр еdlt

еtп н

bl

е р

вул ьп,аm

ы

:

В сфере овлаDеlruя ylmlepcculbttbtMu учебttьlлrч познаваmеаыrымu dайсmвuяоtu,-

испоJIьзовать вопросы как исследовательский инструмент познаниJI; приN{снlIть
различньте методы, инструмеtlты и зllпросы при поиске и 0тборе информации или

данньгх из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев; выбирать, аЕализировать, систематизировать

и интерпретировать

информацию различных видов и форм представления;

находить сходные

арryменты (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информачионньтх источниках; самостоятельно вьтбирать оптиN{:цrьн}aю

форму представлениJI информачии; оценивать надежность информации по
критериrtм, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.

В сфере

овлаdенuя yчuчepc{utb+blлru учебныlltu комлlунuкаmuвныл|u
dейсmвuяvч: восприниматъ и формулировать суждениr], выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражатъ свою точку зрения в

устных и письмонных текстах; понимать намерения других,

проявлятъ

уважите".lьное отFIошение к собеседlrику и в корректной форме формулировать свои

возра)кения;

в ходе диаJIога и (или) дискуссии задавать вопросы по с}.ществу

обсуждаемой темьт

и

выскaвывать идеи, нацеленные на решение задачи и

поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с
суждениями друмх участников диапога, обнаруживать рiвличие и сходство
позиций; понимать и использоватъ преимуцества комalндной и индивидуальной

работы при решении коЕкретЕой проблемы, обосновывать необходимостъ
применениJI групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачЕ;

приниматъ цель совместнои деятельности, коллективно строить д9иствия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат

совместной работы; yrvleTb обобщать мнения нескольких людей, проявлять

готовность руководить. выполЕять пор)чения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы, ошредеJuIть свою роль (с yreToM предпочтений и

возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
ЧЛеНаМи команды, }л{аствоватъ в групповых формах работы (обсуждения, обмен

мневиями. "N{озговые шryрмы" и иные); выполнятъ свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направJтению и коордиIrировать свои действия
с другими членами команды; оценивать качество своего вкJIада в общий продукт
rIо критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности.

В сфере

ов-паdенuя yшuаepcculbH ььuч учебttымu реzуляmuвньlмu dейсmвuяuu :

ориентироваться

в различных подходах

приюIтиrI решений (тшдивидуальное,

приЕятие решения в груrrпе' принятие решений группой); делатъ выбор и брать
ответственностъ за решение; владеть способами caMoKoHTpoJUI, сЕtмомотивации и

рефлексии; объяснять причины

достижениJI (недостижения) результатов

деятельности, давать оценку приобретенному опыry, уметь находить позитивтlое в

произошедшей сиryации; оценивать соответствие результата цели и условиям;

выявлять и анализировать причины эмоций; ставитъ себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения др}того; реryлировать способ выражения

эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое
право IIа ошибку и такое же право дргого; fiриниN{ать себя и лрумх, не осуждаr{;
открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокр}т.

87

Преdмеmные рвульmапьl освоеIlия программы внеурочrrой деятельности
<<Разговоры о важном)) представлены с )щетом специфики содержания предметных

областей, к которым имеет отношеЕие содержание курса вЕеурочной деятельЕости:

Русскuй,зьrк., совершенствование различных видов устной и письменной
речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействиJI: создание
устньтх моЕологических выск!lзываний на основе жизЕенньж наблюдений, личных

вltсчатлений, чтениJI у"rебно-научной, художественной

и

научно-потгулярной

литераryры; )ластие в диatлоге разных видов: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информачии. сообщение информации; овладение разJIичными

видами чтения (просмотровым, озЕакомительным, изучающим, поисковым);
формулироваЕие вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная,
сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме солержilниJI текста;
выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информаuии в

тексте; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперировацие ею.

Лumераmура., попимание д}товЕо-Еравственной

и

кульц/рной ценности

литературы и ее роли в формировании гражданствеЕности и патриотизма,

укреплении единства многонационrlльного Еарода Российской Фелерачии;
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиЕIльных отличий

художественного текста

от текста науrного,

делового, публицистического;

овладеЕие умениями восIIринимать' анализироватьr интерпретировать и оцениватъ

прочитанное, поЕимать художественную картину мира, отаженную в
литературньrх произведениJtх' с учетом неоднозначности зirложенных в

11их

художественных смыслов; овладение )rмением перссказыватъ IIрочитанное
произведение, используя подробный, сжатый, вьтборочный, творческий пересказ,
отвечать яа вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к

тексry; развитие умения )ластвовать в диiLпоге о прочитанном произведении, в
дискуссии Еа литературные темы, соотносить собственЕую позицию с позицией
автора

и мнениями )цастников дискуссии; давать

арryментироваЕн)rю оценку

прочитzшному.

88

Иносmранньtй юbtK: умение сравнивать, находить сходства и отличия в
культуре и традициях народов России и других стран.
Информаmuка., освоение и соблюдение требоваrrий безопасной эксплуатации

технических средств информационfiо-комN{уникационных технологий; умение
соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при

работе с приложетlиями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирагь
безопасные стратегии поведенIлJI в сети.

Исmорuя: соотносить события истории разнь]х стран

и

народов

с

историческими периодами, событиями регионатtьной и мировой истории, события
истории родного края и истории России; определять современЕиков исторических

событий, явлений, процессов; умение выявJuIть особенности развитиJI культуры,
быта и нравов народов в разлиtIные историtIеские эпохи; умение рассказывать об

исторических собьттиях, явлениях, процессах истории родного крм, истории

России и мировой истории и йх )ластЕиках, демонстрируя понимаЕие
исторических явленlлi, процессов и зtlание необходимых фактов, дат,
историrIеских понятий; умение выявлять существенные черты и характерЕые

признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устаЕавливать
причинЕо-следственные, пространственные, временньте связи исторических
событий, явлений, процессов из)чаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с

важнейrшими событиями

ХХ -

начала

XXI вв.;

у]!{ение опредеJить и

аргументировать собственную или предложенную точку зре}Iия с опорой на

фактическrй материаJI, в том чисjlе используя источники pдlнbD( типов;
приобретение опыта взаимодействиlI с людьми другой культуры, национа_пьной и

религиозной принадлежности на основе национaLпъЕых ценностей современного
российского общества: г)rманистических и демократическI]rх ценностей, идей мира

и

взаимопонимания между народами, людьми разных lryльтур; уважения к

историческому наследию народов России,
Обulесmвознание., освосние

и примеЕение системы знаний: о

социаJIьньж

свойствах человека' особенностях его взаимодействия с другими людьми,

о характерцых чертах
значении социirльных Еорм, реryпирующих

вФкIlости семьи как базового социatльного инстит}"та;

общества;

о

содержании

и

обшественные о,гношения; о процессах и явIениях в экономической. социапьной,

духовной и политической сферах жизни общества; об осцовах конституционного
строя и оргаfiизации государственной власти в Российской Федерации, правовом
статусе грФкданица Российской Федерачии (в том числе Еесовершеннолетвего); о

системе образования

в

Российской Федерачии; об основах rосударственной

бюджетной и денежно-кредитной, социа.чьной политики, политики в сфере
культурьi и образования, противодействии коррупции в Российскоr"l Федерашrtлr,
обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от
терроризма

и

экстремизма; умение характеризовать традиционrтые российские

духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и
свобод человека, семья, созидательный труд, сJrужение Отечеству, нормы морали

и

нравственности, гуN{анизм' милосердие, справедливость, взаимопомощь,

коллективизм, историческое единство народов России, преемствентrость истории

нашей Родины); 5rмение сравнивать (в том числе устапавливать основания

дJu{

сравнеrп,rя) деятельностъ людей, социаJIьные объекты, явлениlI, цроцессы в
различных сферах общественной жизнлt, их элеl\{енты и основнь]е функшии; умение
устанавJIивать и объяснять взаимосвязи соци:uIьЕых объектов, явлений, процессов

в различных сферах общественной жизни, их элемеЕтов и основных функuий,
вкJlючiut взаимодействия общества и природы, человека и обшества, сфер
общественной жизни, гражданиIrа и государства; связи поJIIлти.Iеских потрясений

и социально-экономических кризисов в государстве; уN{ение использовать
попrIенные знаЕиrI дJuI объяснения (устного и письменного) сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действите.тьности; умение с опорой
на обществоведчесюле зЕания, фактьт общественной жизни и личттый социальный

опыт определять и арryментировать с точки зрения социi1,1ьньж цснностеи и норм

свое отношение к явлениям, процессам социiшьной действительности; умение
анаJIизировать, обобщать, систематизировать], конкретизировать и критически
оценивать социальн},ю информацию, соотносить ее с собственвыми знаниями о
Mopfu,'Ibнoм И ПРаВОВОМ РеryЛИРОВаНИИ ПОВеДеНИЯ ЧеЛОВеКа' ЛИЧНЫМ СОЦИaulЬНЫl\{

опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение друг}rх людей с

точки зреЕия их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных

норм, экономической рациональносм; осознание tlеприемлемости всех форм
антиобществеItного поведениJI; осознание ценности культ}ры и традиций народов
России.

Геоzрафuя: освоение и применеЕие системы знаний о рfftмещении и
основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружаюцей его средьт на планете
Зем:rя' в решеЕии современных практических задач своего населенного пункта.

Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого
развития; умение устанавливать взаимосвязи между из}ченными прцроднымил
социаJIьными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми

географическими явлениями и

процессами; умеЕие оценивать характер
взаимодействиrI деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зреЕия концепции устойчивого развития.

91

Teпrbt

День зпаний

планирован}lе

5-7,8-9 кrпэссы

(1 чаrс в неделlо)

Дся,геJtьн()сть шкоjlьникOв
'Участие
пр(}ектами
во вступителыlой беседе. Просмотр ролика о
Знакомс,тво с
нес,бходимости,rнаний лJIя жизненвого успеха.
Российского обще ства <<Знаниеl>.
}:оторые
Всзt,lожности,
Участие в мотивационной беседе о че[)тах характеFа, которые
предоставляют )lроекты о(iщества пр}.сущи людям с активной жизненной lrозицией, о ]лечтах и о
<<Знаtiие> для обуlающихся различных ToI!], как можно ]{x достигнуть.

Основное содержание

возраJтов.

Ta,it, где Россиtl

тематичс:ское

Роцина

не толъко

место

рождения. Историr, культура, ьауrные
достижения: чем мы можем горциться?

Участие во в.сryпительноii беседе о России. Просм,rтр ролика
о Р,lссии.
Интерактивн,rя викторина,
чем полсзtrы фенологическио наблюдения. Их po.tIb в жизни
человека.

Зоя.
К l0t)-летию со дня
р(,жденпя Зои
Косlлодемья пскtlй

Участие во t}ступительной бессде. Пllосмотр вид(:оролика о
Зоя Космодемl,янская - сё подвиг
бессмертен, её имя стiшо символом жи,iни и подвигtl Зои.
мужеl]тва и стойкости, а жизнь служrтг
Участие в беседе о том, ](ак воспитыl}аются черты личности
примl,ром беззаветной предlrнности герJя.
'Подвиг
истиной
п: своей
Зои fыл подвигом ради жизни булущих поtсолений. В
отеч(jству,
любви
заIr{иту вссго, что любила эта молодi.я девушка. Просмотр
Родиttе.
инrерактивной ь:арты, беседа о сохранении памятникоIi героям.

92

ы
Избир:l тельная сисrелIа
Росси и (30 лет ЩI Ш)
Тепr

у.lцlgпо
(сirветники по
.Щrэнь

R{}спптанию)

(,с,|,ь lllк0.,lыl икOв
Осuовноq qqдgрlчцце
ПI,аво избиратl, и быть избранным
Участис во вступительноli беседе. Пр,эсмотр виде()ролика об
гаран rировано
KoHcTl lтуцией истории ЩентратьноЙ избирательноЙ коIt!,лссии,
t)бсуждение эrrryаций, во:lникающих в связи с голосованием и
Российской Фе"церации каждому
гражrtанину нашеit страны.
выборами.
Жlлзнь, своiiода, праiва и
Выполнение иЕтерактивн{)го задавия .
из главЕых ценн(lстей, а про.,Iвление

граж2lанской позиции,

)]tелание

Щснностъ профессии

),чителя.

участвовать в разI|итии своего города,
- достоино Yва жения.

Просмотр ви,Iеоролика.
Совеr,ник по воспlrтанию - пр(,водник
Участие в коl,tандной работе: каким доJtжен быть сояременный
,эоздало
в мир возможносr,сй, которые
Учltтель? (созданис кластсра }.
государство дJIя каждого pe(ieHKa в
Участие в диJкуссии на оlну из предлl)женных тем: <<Если бы
стране, наставвик и <старший я б1,1л учителем. какими качествами облаliм. ,., как отlrосился бы
пr,могающий как к ученикам...!
какие
как
гоtовился
к
занятиям. .,
объе!инllгь шкоJ]ьный коллектив в вспомогательные средства использовм д|я проведениrl уроков?>;
дружJrую команд]/, так и вы,;троить <<Чt,м может поDточь советни}: по воспитаrlию?>>
личi{l,ю траектори ю развития к пждому

9з

ТепIы
о взаи моотношенtхях в
}:оллектIIве
(Всt:мпрный деп ь
психпческого здор(}Rья,

профилактика
буллинга)

В

OcrloBrloe

условиях

информационных

перегрузок, разпообразия быстро
реша(]мых

].

зада

экономllческой

неста,бильности, стрессы

ст:tли

неотъемлемой составляюцей хизни

человека. Они

приводrIт

к

депрессивному состоянию, коl орое, в
свою очередь, }дожет при8эсти к

проб.rlемам физrrческого здоровья,

конф,,rиктам

с
бл,.rзкими.
неуверенности, о:l.побленности. Знания
о Told, как наJrадить отношения в
,jохранить
колJIективе.
свое
псrхIiческос здор()вьс, как cмo,Ipeтb на

мир IIозитивЕо, KilK не стать >;сертвой
(СРаВЛИ)), И caмoltly Не ОПУСТИТЬСЯ ДО
l

По ту сторону экр]tна.
1 l5 лет кшно в России

tеобхо

развитие отечественного кино
oTpa)t,:acт не тоJIько основнь]е вехи
РаЗВИIИЯ СТРаНЫ, НО И lrОДt]ЛИРУеТ
образ ее булущего. Кино, нirряду с
литературой и tеатром, Ilозволяет
человеку увидеть с,ебя, как в (з(ркаJlе)),
соотнести свои по{)тупки с пос] упками
героев,
анализировать
и
рефлс:ксировать, приобретать новые

знания, знакоматься с миром
про{l,:ссий,
TBoplIecTBoM
э
та,]Iавrливых лю,lцей, с историей и

деятельнt,сть школьшиков
Иотивационtlая беседа о взаимо(вязи физи.tеского и
психического здоровья.
Игра <Верю - не верю>> о ()тереотипах l} отношении здоровья и
здорового образ п жизни,
Просмотр oTl)brвKoв из му-льтфильмов и фильмов, обсужденис
их. Беседа о (iуллинге, ег|) причиЕах и вреде, кtrторыЙ он
прл,чиняет челоllеку.
Иастер-класi; <<Магия иlры), в ход() которого lшкольники
УЧасТВУЮТ В ИГriОВЫХ УПРаЖ]Iениях, помогаюЩих сн{Гь стесс и
психологическо,9 напряжениt:, ВыПлеснУгl, негаТиВные Эмоции,
Иозговой п ryрм <Мои правила бпагополучияl), в ходс
коlорого школь {Ilки составляют список J айфхаков клtсса о тоь{,
КаК ПОДРОСТКУ (;ПРаВЛЯТЬСЯ l)o СТРеССаМИ, ИЗJlИШНИМ ДаВЛеНИеМ
взрослых,
Итоговая реrРлексивная [iсседа, в xo,Ie которой lпкольники
обсуждают характеристики идеаJIьного коллектива, в rотором им
lTHo НаХОДИТьСЯ. .
бы.,tо бы ко
Иотивационttм беседа о любимых мультф rrльмах
китlофил5уз;1, жанрах кино.
Просмотр ви.цеоролика об истории росt,ийского игр(lвого кино.
Обr;уждение роJ]ика.
Беседа о булущем кинема гографа в циrРровую эпох,у.
Интерактивн tя игра, в rоде которой школьники называют
му;tьтфильм иллr фильм по eIo отрывку.
Игра <Ты - актер), где цети пробуют себя в роJIи актеров
не]уtого кино.
[4тоговая бсседа о возможности ( оздания соiiственного
фи;lьма о классе, сделанного руками шкоJIьников.

94

Дt пь спецназа

Пl,дрпзделения
специ,l.qь}{ого
назначения (спецr:аз) в России имеют
особую

значимосT

,ь,

они олице1воряют

служ()ние Отечсству. мухсство и силу
бсспрrtмсрнос
Духа,
caмoI IoжepTBoBaHlte,
готlfввость
мгноr;енно прийти на помощь Родине.
Военносл}яtащие спецяапа о(iладают
особыми
l:рофессионы;ьными,
и
морi}льным
качествами, являются дос,гоиным

народного
елинства

.[|,etlb

Деятеllыrllсть школьн цков
Участие во l}ступительнсЙ беседе, пl,осмотр вид(|оролика о
видах подразделений специаrlьного нilзнаlIения в Россtrи.
Участие в об,;уждении: ,
Выполясние интерактивного заданllя <<Что важнсс для
спсцназовца - уtи или сила?>

Слtуrное BpcltlJl в истории нашей
стравы. Самозванllы
одна из причин
продс,лжавшсйся,Jмугы. Опtlлчение

Участис во в()тупитсльноii беседе о поrвлснии праз,rlника Щень
народного едиtк)тва.
']накомство (: исторической справкой о событиях Смутного

.Щм-итрием

времени.
Работа в груIIпах: если бы вы жили в ( мутное время, в чем вы
бы увидели пр}lчины появления народных ополченttй? Обмен
мн(,ниями.
.[искуссия о том, что 4 rrоября 1612 года воины народного
оп( лчениJl lll)одемонстриl)овzlли образец гер()изма и
сIUlоченности в()его народа ]iнe зависимости от прои(:хожденияj'
вероисповедани d и положения в обществе .Щискуссия о том, когда

во главе с
пожарским и

князем
lемским

ст;rростой

Кузьтrtой Мининыl,r,

Пl,имеры еДиненИЯ НаР(,Да

только в войне

НО

li,Iо IlM

объедtл:rяться?

95

Россия; взгляд

lcl,b lll}i0.1Ib ll и ков
тсхнологическt.lй
суве Dенитет
Беседа о сущности понятltй (суверенигет)), <<техно.tIогический
задаl
и
обесltечения суверенитет>, кrlифровая эко номика>.
РеШа()т
безопасности,
пl)лучения
энергии,
Просмотр ви цеоролика о rlифровых те (нологиях, в()шедших в
прод(|вольственной нсзависцмости, соврсменную жltзнь многих })оссиян, в эк()номику, образование и
транспортной (вязности. Логика культуру стаIlы. .Щискуссия, в ходе которой luкольники
РаЗВИТИЯ ЭКОНОlrtИКИ ПРеДПОЛаГаеТ въJOказывают сI,|ои lнсния () возможностях и рискак, которые
защ}1,.,у
и
форrrли;lование поя вJlяются в свjtзи с проникl tовением искусственного lltттеллекта
высо}:отехнологиLlных
отраслей
с во многие сф,:ры пе только экономltки, но и культуры,
высол:ой лолей интеллект).мьных обFазования, сп()рта.
вложсний. Развитие цифровой
Игра-виктор1.Iна <Язык не для вс(]х), в ходt, котороЙ
эконсмики
предаолагает шкl)JIьники знакомятся с llовlrlми понятиями в обJIасти цифровых
( истемы технологий и с ltрофессиятrли будущего.
ВЫСТ[,аИВание
экономических, социаJIьltых и
Интерактивн,эе Iryтешествие по городу профессий булущего, в
кульlурных
отноlшеЕий, основанных
ХОДе КОТОРОГ(, ШКОЛЬНИ}(И ЗНаКОМrlТСЯ С ДВеНаДЦаТЬЮ
исп()льзов,tIIиl,
uифровых направл€ниями профсссионмьной л()ятельности, которые
инфо llмационно-кlJмлФ/никаци( )llных
охватывают 50 l tерспективных профессий.
технологий. Появление новых
Рефлексивна.l беседа, Ii ходе котороЙ педаг()г просит
профссоий связаво с цифровrrзацией шкi)льников завершить нек(rIорые из пl,)едложений. например:
<; <Все говоl,ят, что без цифры сего,lняшняя жлI::|нь просто
у.
невозможна, я с этим }твер}(донием ...>>: <Есlпл у меIIя спросят,

Осповное

Телrы
в

будушцее.

техlнологическл й
сувереi|итет / цпфровая
зкономикд / новые
профессии

О взаи моотношенIllях в
селrыl (Щепь матеlrи)

важнi,tй человек l жизни
люб()вь
прос1 ая и безоговrrрочная.
легко ли быть tламой?
MttMa

каждt)го.- Матерl:нская

готl]В ли я Учится Всю сВою )iизнь, то я оlВечУ

.,.)

Участие в ltгре <<Незакt lнченное прэдложение), во время
коrорой каждыii школьник продолжает предчожениt) <<Первое,
что приходит в ),олову, когда я слышу слово ((мама) .,.)>
Участие в грr,пповом обсуждеЕии сJгrl.tев недопониманиJI мам
и дr:тей.
Поиск причи п ?того в процессе групповой работы.
Участис в бе,;еде о том, чl,о делает на iих Ma]vt счас,l,ливыми

96

fепrы
Что гакое Родпна?
(реl,яональный и
ltecTн ый компонент)

hIы BllecTe

OclloBHoe
* Деятельпt}сть школьtlпков
Чrо для каждоl,о человека 0значает
Участие в б:седе о том когда кажJ(ый из нас ,{yBcTBoBaJI
слово <<Родина>? l)то роди,гели, семья, гор цость при ВИДе ГОСУДаР,)ТВеННЫХ СИ ИВОЛОВ наrrк:й страны.
дом, ]Iрузья, роднtlй город, рег}lон, вся Kal:oBa регионыlьная симвоrtика? Что озl tачают элементы герба,
наша страна и народ, Чувство :tюбви к фл:Lга?
своей
Родинс
человск
несст
в с!эбе
всю
JHaKoMcTBo с тадициямll народов, ж ивущrrх на ,I ерритории
жизЕl,' это его спора и под.цержка. России.
Родиrtа - это Ее просто территориJl,
Участие в дllскуссии о 1,ом, что объединяет людей развых
это, Ilрежде всего то, что мы любим и HaliиoнaJlbнocTe й в одной стFане, что им в этом помогilет?
готовы защищать.
Ис тория созда}lия Красного

особrlllности

Креста.

волон гсрской
1ьности.
Волонтерство
в l'оссии
деяте

Главнл,lй закоrI страны

]накомство

школьников

с

информациеЙ

Ме ждународното Комитета Красного Креста.

о

сt)здании

Участие в о(iсуждении в]проса: действительно лlt создание
имt:нно этой орl,анизации можно считать начlшlом волi)нтерского

движения?
работа в гl)уппах по l)оставлению списка осtlбенностей
волоrттерской д( ятельности,
{ями
из жиз}iи
Эбмен
о волонт
Значснис Консr,итуции для l,раждан
Участие во вступитс.тп,ной беседr,, о значеIlии слова
страны. Знание llpaв и вып()лнение (<конституция) Il о жизни без консти,гуциlI.
обязааностей. OTBeTcTBeHHocTL
это
Участие в обсуждении сиryаций, в ко,Iорых было ,гrарушсние
осознанное поведсние
прав или невып()лнение обязltнностей.
Участиё в ltгре кНезак()нченное прэдложение), во время
которой кажды й школьник продолжает предложенрtе <Нужно
зна rь Констrгуr iию, потоIчry lITo..,)
'Участие в
дискуссии об осознанноtil поведении и личной
отв cTcTBcHHocTIl

97

l'елrы
Герои lrаrIrсго врепlеr|и

Новогодние семейные
тра,Iпции разньtх
наI)одов Poccпrt

,От

А до Я.
450 леr "Азбуке" Ивана
Фёдорова

Ilа.llогtr вая r,palttoTl,:ocTb

OcrIoBHoe

Деятельнllс,гь школьпикOв
героIнеским
с
Участие.во вступительно i беседе о н,)простой судьбе нашей
IIрош пым. Современные
герои
кто страны, о войнак, которые в;Iп,IJIи на до.7lю народа и l] героизме
они? Россия начиtiается с меня'I тех, кто встав:ц на ое защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли м,эсто гсроизNlу сегодня',)
Обл:ужденио мнi:ний школьнuков.
Участие в
<Качества
о героя>)
Н(|вый год
Ilраздник Bcei.i семьи.
Игра <Вопро,: из шляпы)) (Все ли вы зtIаете о HoBolr годе?)
Новогодние сеI\rейные тр;rдиции.
Участие в цискуссии tlПоде:lись новогодней градицией,
Новогодние прим(,ты.
ко]орая объедиl:яст народь! ltашей cTpaHbr>,
'Участие в (,еседе о To}l, что чаще вссго мы vеllтаем о
Разrпrчные lpадиции встречи
Нового года у рrвllых народов России. ма1ериальных т].одарках, но есть ли что_то, что мы хотели бы
изtr енить в себе в fIoBoM год*ч 'J
Участис в рq;говорс о нового
iax.

Россия

сцана

Ct особы передачи информirции до
появлсния пись}rенности. ])азница
между азбукой и iilKBapeM. <А збукы,
напеtlатанная Иllаном Федt,ровым:
<Рад, скорог(|
lчlЛаДСН qеСКОГО
научсния)).

с(rвременньiй человек должен

обладать
грам( тностью, в

функциоlrальной
]м числе налоговой.
ffля ,tего собиранlт на.чоги? I[To они
обеслечивают дlя граждан? Еiыплата
lIалоI ов
обя занность
l,:аждого
Росси 1ской Фе
т

Беседа о разных способах передачи инl}ормации.
Блиц-опрос <сИнтересные факты об Аз(iуке>.
)вристическltя бессда кllсрвая псqа гная <<Азбука>: в чсм
особснности>>.
Интерактивн ые задания, связанные с сl]держанием .<Азбуки>.

Беседа о том" что такое налоговм сист,эма.
Блиц-опрос <,Щля чсго гос,ударству необходим бюдrкст?>.
Бессда <Права и обязанности налогоплательщика)).
LIнтерактивн,эе задание <()оздай и расt].редели бюдяlеп>.

98

Тепlы
Непокорепные,
Е0 ле,t, со дня полноrо
освобоrкденпя
Лснинграда or
фаши стской блокпды

0сновное с0llержание
Голод, морозы, бомбардировки

Ленлlнграда.
Блокадный паек, (]пособы вы}iивания
лениtiградцев.
О тровале планов немецких войск.
О героизме советских воинов,
освободивших город на Неве.

тятот];I блокадlrого

,сть шlкольвиков
в блиц-опросе <
Беседа о Tobt, что помогlло людям выстоять в оljажденяом
^Участие

городе.

Работа в паl,ах

Сош,}ники Россr,и

кзо такой

союзник?

с

дальне,-лшим обобшением: поче vry планам
было сбl;ться'.)
Беседа о гос},дарствах-сои)зниках Российской Федеlrации,

Какие
обязанности он lra себя принимает,
.Блиц-опрос: <Какие традициовные ценности разделяют
какими обладает правами'l Чго дает сокlзники?>.
заклк)чение союзного договора для
,Щискуссия: права и обязаlrности союзt]ых государс,lв.
государств? Сонrзники России
В чем заклr,эчается союtническая п()ддержка? Что Россия
государства, котi)рые рчвдеJ яют и дел ает для союзlrиков?
подд(рживают наши
общие
традиционные Llенности, уважают
куль],уру, стремятся к укреплеIIию
союзIIых государ(,тв и подIер]живают
их.

99

Темы
190 ле,l, с0 дня рож,ценпя

Д. Менделеева
.Щепь российской н rуки

0crloBHoe соllержание

Щtlвилизация

без

Еtаучных
технlлческие

.Щеятельнt lcTb ш Ko.-lbH иков
Участие во вlJтупительноii беседе о тоrд, какой былit бы жизнь
чел овека без наl,чных достит:еяий.

достижений. Hay.lg"ra и
Участие в l5еседе об с сновных научных и тсхнических
достижоЕия в напrей стране. Вклад
в
мировую
науку.
достижениях в r ашей стране
российских ученык
Участис в ингсрактивном задании <Д.IL Мендслсев: не только
Д.И. Мсндел,;св и poj tb его
хи Iия).
достижений для нлrуки.
Участие в блиц - ()просе <Примеры испt)льзования
!,< стижения науки в повсеi(невной
жизнit. Плrtrсы ri минусы ваучно- достижений науки в повседнlэвной жизни)).
Работа в гр /ппах с дальнейшим оtiобщением: ,<Плюсы и
технического проI ресса
миl tчсы наччно- гехническог(

.Щень

пt:рвооткрывllтеля

|

Иотивационttая беседа (| первооткрI Iвателях, от,{рьпиях и
россия являетс:я не толькс самой
болыrrой страной l,r мире, котор]/ю за ее удl]вительных местах РоссиIt. Мозговой lштурм, в ходе которого
прод()лжительную историю шаг за шкl)Jlьники за 1 минуту дол)l(ны назвать [5 российских городов;
шаго}'l исследовми, изучarли, за l!торую минуry - 15 российских рек; з]1 третью - l,j названий
открывали русские землепрФходцы. деревьев, кустаFников и цвеlов, которые l)астуг в их р(jгионс,
Просмотр
обсухдение вицеоролика Русского
Удивrательные 5гrrлки нашей страны
сегодня может открьпь для себя любой
школьник.

гео графическогr l общества о

русских земrlепроходцах.
Игра <Своя игра)), в которой разьп рываются вi)просы об
yнl кшIьных местах России и их первооткl)ывателях.
Рефлексивна:l беседа со школьниками, в процессе кlrторой они
ПР(lДОЛЖаЮТ ПР|)ДЛОЖеНИЯ, НаЧ:rЛО KoTopl,Ix ПРОИЗНОСllТ ЛеДаГОГ:

никогда не з}riш, что . ..>; кЕсли бы я д елzul пост в с,Jциальных
сетrх по итогам нашего сегодняшнего ра ]говора, то я назвал бы
его ..,); <Каlкдt,tй может cтilTb первооткрывателем, lioToмy что
.. .).

,<<Я

100

Темы
.Ще1,1ь защитпика

lllK0":Ib lltl li0B

()течества.
280 леr со дня рождения
Фед,ора YlrraKon а

Как найти свое
обществе

Mer:To

в

исторические трilдиции. Прllфессия
воен}iого: кто её выбирает сего,цня.
Сltекалка в военном дсле. 280-летис
со дllя рождения всликого русского
команд,ующего
флотt tводца,
Черrпlлrорским ф.;tотом ( l790- -l798);
koMal lдующего
эскадрой в Средиземном море ,.l7981 799) Ф.Ф. Yr:aKoBa.
Что нужно длrL того, ,ггобrп найти
друзей и caмo^ty быть х{)рошим
другом? Примеры настоящей rrружбы.
Что rryжно для ,j,ого, .ггобы создать

хороl]ую семью и самом),

бьгrь

Участие в иIIтеллектуалыrой размиякu
заIJ {IIтника

<<Что

вы зтlлете о,Щне

Отеч ecTBar>.

Участие в диlJкуссии о прlлчинах выбоllа профессии военного,
Участие в работс в пара}: знакомствс с примерами воеяных
дсйствий, в котOрых выр}лIаJlа смекапка.
История и современность: уроки адмиllала Ушаковлl.
'Участие
в беседе о том, (ак жители l'оссии выраrкают свою
благодарность защитникам,Отечества

Проблематизирующая беседа

о трех слагаемых

успешной

сал,lореа.цизации человека в оtiцестве: дру:,кбе, семье и lrрофессии.

Высryпление федерального спиксра (,l примсрах tt сtlособах
саморемизации человека в различных сферах обulественной
жи,lни).

хороl]-tим семья}Iином. По2цержка
Рефлексивна,r беседа < Иое будуц,эеu, в хол() котороЙ
семъ}; в России. Что нужно, тгобы шкt)льники обс} ждают вопросы о том, как найти хоропtих друзей,
найти свое призвание и стать как найги спуг:лика.iспрниl,.у жизни, че м руководст воваться в
вы('iоре професс ии.

само(

|пределенпя школьников

России.

в

Групповая работа <Что я l|озьму с собой во взрослу]о жизнь?>>,

в хI]де которой школьники л каждой гру lле из набора карточек
вы(iирают 5 и аllгументируюI всему класl.]у свой выбс,р. В набор
MoIyT входить, llапример, карточки (yмellиe готовить,), ((умение
дружить>, (уме]lие учиться)), ((знать языliи)), (умеЕие шугить) и
1,

101

Тепtы
BceMll пный фестилlа.llь
мо.jIOдс,Ёill

0сновное
Всемирный

феi:тиваль

Деяте.пьнt rcTb школьц икtlв

мол(,дежи

-

- фецеральная пJJощадка
фестrrвмя. Исторические факгы
2024. Сириус

появления всемирного

фе,этиваля

моло;,цежи и стуцс}ттов. Фестивали,
котоFые проходили в нашей ст|)ане.
<<П

(

ервым делолr
амолеты>>.

О граrкданской авиацпи

Групповая работа

по

созданию кластера .
2024 в
.Щискуссия ((Всемирный фестиваль молодежи

-

Легендарная история развития
Проблематизирующая беседа <Почем,/ человек всэгда хотол
российской гражданской авиации. поI],няться в нr,бо?>, в xo,ltc которой эбсуждаютсяl события,

Героltзм конструк торов, инжеllеров и свя]анные с пер ]ыми попытIхами человекil <обрссти крылья).
летчи ков-испытатt::тей
псрвьтх
Видеоролик об истории российской авиации, (]т первого
Мировые поJ,ета в l913 г<,ду на перволt в мире четырехмоторноlч{ самолете
россииских самслетов.
<Рl сский витязl)) до соврелtенных авиа:tайнеров "С.*lпсрджст",
рскорды россииск 4х летчиков.
Сс временное
авиасl роение. М( -2l. Ил-114-300, Ту-214,, Ил-96, "Байr:м".
Проr!ессии, связаI]ные с авиацltей,
Интерактивr ая игра <33 ступеньки в небо>, в хо.це которой
шкl)льники знакомятся с леI ендарными llоссийскими Irилотами,
испытателями,

ь

онструктора ии.

Иастер-класt,, <Тренажер летчика)), в ходе которого
Шкl)льники Выполняют нскоТорЫе уr:ражненИЯ }I заДаНИЯ

lример, (Кl)мпас),

<<Часы> и др.) которые L редлагают
современным пl iлотам при профотборе.
Рефлексивна r беседа <Я )огу стать Kebl захочу, или уже нет'?>,
в хirде которой lIодростки раlJсуlкдают об ограничениях, которые
накладывает прr)фессия пил()та, о том, KalK может р€а,ltизоваться
,l(е есJlи нель }я стать J]eTit |tKoM.
Mel l,a о
(на

102

'Гемы
Крыпr. Путь домой

Росt:пя _ здоровitя
лержава

I|ирп! Щирк! Щирк!
(К Мr:ждународп(|му
д,ню цпрка)

()сповпое содержанце_
ея"l'еJl ыI( tc'l'l, [IK0.Ilыl икOВ
'Участие
]jогатой
Красивсйший г]олуостров с
в (еседе о географическоу положении Крыма с
историей.
Ист эрия
Крымского исIlользованием карты.
,,]амостtrятельная
полу(|строва.
ченис
Крыма.
работа по изrrению rrнформации tIo истории
Kpr,tMa. Работа в группах с эбобщением что с дрсвних времен
.Щостl,примсчатслt ности Крыtчlit
пр, влек:rло разtlыс народы в Крымском п,)Jryострове?
,ь
'Jбмен мвенлями: что бы 11ы рекоменд(}вшlи посети в К
Здсровый
оораз жиз]Iи
,Щискуссия <<()сновные прilвила здоровI)го образа ж, зни).
приоllитетное
направлениiэ
в
болы,rинстве
l,осударств
мира.
Основные состаlfiяющис
зJ.lоровья.
Соврt:менные прсlекты, связаI]ные со
ЩlIрк как фант;вийное и скitзочное

иску(ство. Щирк в России, IIстория
цирка, цирковые д4настии России.
ЗНамt,нитые на Biicb мир рос()ийские
силачи,

лрессирl)вщики)

клоуttы, фокусники.
профt)ссии.

ак)обаты,

Щлгрковыс

Гругrповая работа: составjlение памятки о ЗОЖ.
врсдиlпь здоровьк
Щискуссия < Следуешь мi)дс
пиJrсинге, энергt:тиках и т.д.),

-

)) (о таry,

Просмотр вицеоролика о( истории цri})ка в Россилr. начиная с
первого стащпо}lарного цирк,l, построенн(lго в Петербr,рге в l877
году.
Беседа о современном цllрке, причинах его попуJ tярности у
детэй и взросJ ых, о вида{ циркового искусства (клоунаде,
акробатикс, эliвилибристлпtе, гимнас,|икс, жонг.]Iировании,
экс центрике, ил,tюзионизме, пантомиме, J {рессировке l,<ивотных).
Иастер-класt, <Фокус зilесь и сейчас>, в ходе которого
шкI)льники разуqивают неск(}лько простык фокусов.
Видео-виктоllина <<Клоуl,о>, в ходе которй ]пкольники
знакомятся велrIкими россиl-lскими клоунами (Юрий Никулин,
О.п,:г Попов, Юlий Куклачев, Вячеслав П,llryнин).
Рефлексивна:r беседа о Tl)M, как важt{о уметь поддерживать
опlимизм в ссбсl иво

10з

l'еtttы

<Я впжу Землю!
Это так красив0>.

.Щеятельнtlсть школьцпков
'Учасме
Главные события в IIстории
во всц/пительноii беседе об llсновных исl,орических
ПОКОrlсн}1]Е KocMcLca. Отечест,венные
событиях в космонавтике. (]амостоягслl.,ная работа в груrrпах:
космOЕавты_рекордсмены.
найти в интеllЕете информацию о }:осмонавте и сделать
полётrl
Пr,дготовка к
сообщение для одноклассllиков (Герман Титов, Валентина
многtrлетний процесс.
Те;,ешкова, Алексей JIеонэв, Светлава Савицкая Валерий
Хlцожественнr, й фильм <<Вызов>> - Поltяков, Елена Кондакова, ()ергей Крикалев, Геннадий Падалка,

Основное содержапие

героизм персоважей

215-летпе со днlп
ро)rцеtlия Е. В, Гоr:оля

экологпчпое
потребленпе

и

Анtrтолий Солоrlьев).
'Участие в бс:седе о трудlrом процессt, подготовки к полёry.
людеii.
Обсуждение фи.,lьма <<Вызов},, - в чем заклIJч{rлся горокtм главцых
действующих лllц и актDисы и DежиссеDа фильма.
'Проблематизирующая
Николай Гогс,ль - признанный
беr;еда <Классик есть кпасслIю), в ходе
кJIассик русской литературы. автор коrорой шкоJБники обсуждают, какис сIl)r(еты, герои, ситуации
знаменитых <Мертвых душ), из llроизведениir Гоголя можно было назвать совремевшыми.
<<Рсвлtзора>, <Вечt:ров на хугоое близ
Игра <Закон,ли фразу, сr,авшую крылатой>, в хо2lе которой
.Щикаtrькп>. Сюжеты, герои, cl Iтуации шкi)льники про,jIолжают зна]иенитые фразы из произlrедений Н.
из lrроизведепий Николм Гоголя Готоля.
актуагlьны по сей лень.
Иrrгерактивн ж игра, в хо,це которой DIкольники пс, отрывкам
из телеспсктакJ]ей, кинофильмов, иллюuтраций, созJlанных по
цр(!изведениям Николая Гоr,оля, называлот произведсние и его
гла вных героев.
,Щискуссия, в ходе Koтopoli школьники обсуждают r}разу И.А.
Гоrtчарова <<он. смеша и сл.{еясь. Еевидим{) плакм...D.
'Участие во всryпительной беседе об экоJiогическом
Энологичное потребленлtе
способ позаботиIьс, о сохрilнности поr,реблепии. Обсужденпе эколOгических проблем,
плансты. Экологи,rеские проблt:мы как суDIествующих в России, и роли людей }t их появлен]аи, поиски
безотвстственного репlений.
поведения челове}:а.
Работа в группах по состltвлению обш(его списка эко-правил,
*
Ссrблюдать эк(:-правила
не так коlорые легко может соблюдать каждый
слож]Iо
р( аJIь}rьrх

следсrвия

104

'Гешrы

fруд крут

Осповное содержа}[и{)
Ис тория Праздника труда.
Труд
это цр]}во или обяз;пlность
человека?

работа ме.rты. Жизненно важные

навьт}iи

Деятельнtlсть школьЕпков

Вступительн;ля беседа об }lстории Празлника труда,
в д,{скуссии: <'I'руд
это право или оi5язаЕность

'Участие
человека?>>

-

Иозговой штурм
обсу)(дение критериев работы uечты.
Блиц-опрос <Владоете
Jtи вы элемl]нтарными ,грудовыми
навьтками?>

Урок памятш

liудь готов!
Ко дпю детскп,la
общественных
оlрганпзацпй

ýсскпй язык. Великий
ll могучий.

225 сФ дня рождеrtия
А. С. Пушкипа,

'Участие во вступительвой беседе llб истории появлсниJI
История появлфния праздни ка .Щень
Побе,rtы. Поисковtlе движение России, праздника,Щень Победы. Учtrстие в бесеДе о том, что заставляет
могипа Неизвrстного (lолдата. ты(ячи человек заниматься поиском и захоронение}t останков
Ссмеiiныс традицI tи прl}здноваtтия .Щrrя погпбших защитников Отечества?
,эбмев мненпями: есть .гпr в вашей семье традици]{ отмечать
IIобелы. Бессмерт кый полк
Щеltь Победы? Участвует ли семья в Iцествиях Бес:смертного
пол ка?
'Участие во в{)ч/пительноit беседе пионерской оргiлнизации.
19 мм 1922 гоJIа
о
день рождениJI
'Участие
пионс:рской оргаЕизации. Цэль её
в д,искуссии о том, какое должно бьггь детское
создания и деяlельность. Распад обtдсственное ,объединение, чтобы ва r,l захотелось в него
пионсрской орган}tзации. Прич ины, по вступить.
которым дети обы,,диняются
Участие в л.tозговом штурме по вы,цвижению приЕIин, по
кот орым дети объединяются,
'участие в бе,;еде о том, какие бывают
детские обrrlественные
объединения
Брейн- ринг <Узнай произведение по иллюстрации),.
Нсизвестный 1-1ушкин.
Творчество Пlrшкина объiэдиняет
Историческаlт справка <>.
совреп!еЕного
форм.ирование
литературfi ого русского языка.
Интерактивн.ые задания Hil знание рус(кого языка,

105


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».